ТАНКИ САМОХОДКИ БТР ПОДЛОДКИ ИСТОРИЯ

БТР-80

Есть такое определение «автомобиль-солдат». Если логическую цепочку продолжить, то БТР-80 - бронеавтомобиль-солдат. Свою службу БТР в армии он начал на огненных дорогах Афганистана. Затем были горячие точки СССР и СНГ конца 1980-х - начала 1990-х годов: Нагорный Карабах, Таджикистан, Молдавия, Чечня. Весь многолетний конфликт на Северном Кавказе «восьмидесятки» вытащили в буквальном смысле на себе. В буквальном, потому что в большинстве случаев десант приходилось возить на крыше машины, для таких конфликтов не предназначенной.

 

БТР-80

БТР-80

 

БТР-80 проектировался для большой войны в Европе, где особенности его конструкции (мощь вооружения, бронезащита, высочайшая проходимость, способность плавать) пришлись бы очень кстати. В локальных войнах и контртеррористических операциях эти качества в большинстве своем не нужны. Тем не менее БТР-80 остается наиболее популярной колесной бронированной машиной у российских солдат.

История Создания БТР-80

С 1976 года основным бронетранспортером в Советской армии был БТР-70. Для устранения его недостатков в конструкторском бюро

Горьковского автомобильного завода под руководством И.С. Мухина и Б.М. Мурашкина в начале 1980-х годов был спроектирован новый бронетранспортер ГАЗ-5903.

 

БТР-80 на плаву

БТР-80 на плаву

 

Опыт эксплуатации БТР-70 показывал, что, несмотря на немалые улучшения по сравнению с более ранними БТР-60ПБ, в нем сохранились почти все недостатки предшественника, Это и сравнительно сложная и ненадежная конструкция силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, с большим расходом, топлива по сравнению с дизелями. Это и неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, лишь немногим улучшившаяся по сравнению с БТР-60ПБ.

 

На этой машине установлены типичные для БТР-80 волноотражательный щиток и ограждение фар, но бортовые поручни еще короткие.

На этой машине установлены типичные для БТР-80 волноотражательный щиток и ограждение фар, но бортовые поручни еще короткие.

 

Недостаточной, как показал опыт боевых действий в Афганистане, оставалась и защищенность машины. На БТР-70 были проблемы с водометным движителем новой конструкции, который на плаву часто забивался водорослями, торфяной жижей и тому подобными предметами.

Усовершенствования БТР-80

В основной машине - ГАЗ-5903 - при сохранении компоновки БТР-70 в целом ввели ряд изменений. Вместо двух карбюраторных моторов был установлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки экипажа были сделаны большие двухстворчатые люки в бортах корпуса. Сам корпус стал на 115мм выше и длиннее и на 100мм шире, хотя общая высота машины увеличилась лишь на 30 мм. Чтобы обеспечить экипажу возможность вести огонь из-под защиты брони, обычные амбразуры, закрывавшиеся заслонками в бортах корпуса, заменили шаровыми установками, развернутыми вперед. Такое решение вместе с так называемым активным размещением десанта обеспечивало машине невиданную ранее, концентрацию огневой мощи в передней полусфере. Бронирование бронетранспортера было усилено незначительно, но, несмотря на это, масса ГАЗ-5903 возросла на 18% по сравнению с БТР-70, с 11,5 до 13,6 тонн.

 

БТР-80, вид сзади. Заслонка водомета поднята в положение для плава.

БТР-80, вид сзади. Заслонка водомета поднята в положение для плава.

 

Благодаря установке более мощного двигателя подвижность машины осталась неизменной, а запас хода увеличился. Предприятием-производителем нового бронетранспортера определили Арзамасский машиностроительный завод (АМЗ, до сентября 1983 года - Арзамасский завод автомобильных запчастей ПО ГАЗ), на котором с 1981 года серийно выпускался бронетранспортер БТР-70. Первый серийный БТР -80 покинул заводские цеха 24 февраля 1984 года.

После успешных государственных испытании ГАЗ-5903 был принят на вооружение Советской армии под обозначением БТР-80

Варианты БТР-80 А и С

Спустя 10 лет, в 1994 году, был принят на вооружение бронетранспортер БТР-80А (ГАЗ-59029). Работы по созданию этой машины вело АО ГАЗ под руководством А.Г Масягина. Основное его отличие от БТР-80 - башенная пушечно-пулеметная установка, предназначенная для борьбы с наземными и низколетящими воздушными целями. В башенной установке размещены 30-мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный пулемет ПКТ, Вертикальные углы наведения от -5° до +70° Боекомплект - 300 снарядов и 2 тыс. патронов. Все вооружение размещено на лафете, вынесенном за пределы обитаемого отделения, что уменьшает его загазованность при стрельбе. На БТР-80А установлен дневной прицел1ПЗ-9 и танковый ночной прицел ТПН-3-42 «Кристалл», позволяющий в ночных условиях поражать цели на дальности до 900м. Боевая масса машины воз-до 14.5 тонн. Одновременно с БТР-80А был разработан БТР-80С - вариант БТР-80А для внутренних войск. Вместо 30-мм пушки на нем установлен крупнокалиберный пулемет КПВТ. Правда, в связи с полным отсутствием фотографий этой боевой шины, трудно сказать, производилась ли она серийно.

 

Вид на крышу бронетранспортера. Верхние люки открыты, на задней стенке башни хорошо виден блок дымовых гранатометов системы 902В «Туча».

Вид на крышу бронетранспортера. Верхние люки открыты, на задней стенке башни хорошо виден блок дымовых гранатометов системы 902В «Туча».

 

С 1990 года в войска поступает и самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С23 «Нона-СВК». Базой для него стало шасси БТР-80. 120-мм нарезное орудие 2А60 установлено в конической сварной башне из алюминиевого сплава. Угол горизонтального наведения составляет 70° (по 35° на сторону). Вертикальное наведение возможно в пределах от -4° до +80°. Максимальная скорострельность -10 выстр./мин. Стрельбу из САО можно вести только с места, как с закрытых огневых позиций, так  и  прямой  наводкой   120-мм  выстрелами с осколочно-фугасными снарядами и 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными, осветительными, дымовыми и зажигательными минами. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом ЗВОФ54 - 8700м, осколочно-фугасной миной - 7100м. Башня оборудована командирской башенкой, на крыше которой установлен пулемет ПКТ, предназначенный для самообороны. Пулемет соединен тягой с прибором ТКН-ЗА, что позволяет вести прицельную стрельбу,

управляя огнем из башенки. Машина оборудована системой постановки дымовых завес 902В «Туча».

БММ-80

«Симфония» такое название получила бронированная медицинская машина БММ-80 (ГАЗ-59039). Кроме экипажа, в ней можно перевозить семь раненых в медицинском отделении и двух на крыше на носилках. В зависимости от состава медицинского и санитарно- хозяйственного имущества БММ может использоваться для эвакуации раненых с поля боя (БММ-1), как медпункт батальона (БММ-2) и подвижная перевязочная с врачебной бригадой и комплексом автоперевязочной АП-2 (БММ-3).

 

Информация взята из журналов «Русские Танки» и «Техника и Вооружение»

БТР

Русский Вездеход

Бронетракторы «Илья Муромец» и «Ахтырец»

Первые Бронеавтомобили

Вездеходные полугусеничные Бронеавтомобили

Первый Русский БТР

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

Танкетки

Танкетка «Виккерс»

Танкетка Т-27

БТР-80

Модификации БТР-80

Конструкция БТР-80

Боевое применение БТР-80

Самоходки

Самоходка ИСУ-152

Тактико-Технические характеристики самоходки ИСУ-152

Боевое применение самоходок ИСУ-152 и ИСУ-122

Самоходка СУ-85

Модернизация самоходки СУ-85

Конструкция самоходки СУ-85

Боевое применение самоходки СУ-85

Танки

Первый Русский танк А.А. Пороховщикова

Царь-Танк

Проект танка В. Д. Менделеева

Танк «Щитоноска»

Броневые части Русской армии

Первые Иностранные Танки в России

Первые танки Советской Республики

Изучение Танкостроения в 1923-1924г.

Танк Т-16 и Т-18

Устройство танка Т-18

Производство танка Т-18

Танкетка Т-17

Маневренный танк Т-12

Модернизация танка МС-1/ Т-18

Основной танк сопровождения Т-19

От Танка Т-12 к Т-24

Маневренные танки Н. Дыренкова

Позиционный танк Т-30

Советско-Германская танковая школа

Закупки танков за границей в 1930г.

Плавающие Танки

Танк «Виккерс»

Рождение танка Т-26

Первый танк с радиостанцией

Танк ММ

Мобилизационный танк Т-34

Рождение танка БТ

Первые 45-мм пушки на танках

Модернизация танков Т-26 и БТ

Танк особого назначения ПТ-1

Средний танк Т-28

Танк Гроте

Танки которые небыли приняты на вооружение

Танк Т-35

Развитие танка из Т-35 в Т-39

Танковое вооружение на вторую пятилетку СССР

Колесно-гусеничный танк Т-43

«Танк Шитикова» – Т-37Б

Танк Т-38

Танк ТМ «Танк Молотова»

Танк КТ-26

Танк Т-46

Улучшенный танк ПТ-1А

Танк Т-28 и Т-29

Танк Т-26 выпуска 1936г

Установка на танки 76-мм пушки

Танк БТ-7

Танк БТ-7А 1935г.

Танк БТ-ИС на колесах, 1935г.

Танк Т-35

Недостатки танков в боях Испании

Танки находящихся в распоряжении У ММ РККА

Бои танков в Берлине и Грозном

Английские ромбовидные Танки Mk II Мк III Мк IV

Немецкий танк A7V

Немецкие танки Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121) и Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141)

Немецкий «Штурмтигр» и Английский танк AVRE

Испытания пушки Ф-32 и Л-11 на танках БТ-7 и Т-28

Принятие танка Т-34 на вооружение

Танк Т-34

Испытание танка Т-54 обстрелом

Противоминная стойкость танка Т-54

Борьба с пожаром в танке Т-54

Повышение защищенности танка Т-54

Танк «Объект М906»

Танк «Объект 907» (ПТ-76М)

Танк «Объект 911Б»

Танк ПТ-76 с ПТРК 9К11 «Малютка»

Танк Т-62

Модернизация танка Т-62М

Конструкция танка Т-62

Боевое применение танка Т-62

Истребитель танков ИТ-1 («Объект 150»)

Стрельба из истребителя танков ИТ-1

Прекращение производства истребителя танков ИТ-1 («Объект 150»)

Танк Т-90С

Танк Т-90С «Бишма» для Индии

Танк Т-90С для Малайзии