ТАНКИ САМОХОДКИ БТР ПОДЛОДКИ ИСТОРИЯ

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

Первый в мире полугусеничный автомобиль Адольф Кегресс испытал еще в 1909 году. В течение последующих пяти лет, совершенствуя свой гусеничный движитель и последовательно испытав его на автомобилях «Лесснер-Мерседес» и «Руссо-Балт», изобретатель добился его полной работоспособности и надежности.

То, что сейчас называется авторским свидетельством, в дореволюционной России именовалось «Привилегия». В фондах Российского государственного военно-исторического архива хранится пожелтевшая от времени «Привилегия», выданная 31 мая 1914 года «Заведующему Технической частью Собственного Его Императорского Величества гаража французскому гражданину А. А. Кегрессу» на «автомобиль-сани, движущиеся посредством бесконечных ремней с нажимными роликами и снабженные поворотными полозьями на передней оси».

Испытания бронеавтомобиля фирмы «Остин»

Началась Первая мировая война. В октябре 1915 года. А. А. Кегресс представил на рассмотрение Технического комитета Главного военно-технического управления (ГВТУ) Русской армии образец, чертеж и описание автомобиля-саней своей конструкции. Реакция была мгновенной: «Крайне желательно испытать приспособление Кегресса на автомобилях разных систем, а особенно возможность их применения для броневых автомобилей, что может иметь большое значение». Здесь следует пояснить, что в броневых автомобильных взводах и автомобильных ротах Русской армии к тому времени имелось до сотни броневиков и несколько тысяч грузовых и легковых автомобилей. Использовались они в основном только в хорошую сухую погоду и главным образом на дорогах. Относительное исключение составляли только полноприводные грузовики «Джеффери» и ФВД, которых в войсках было немного. Кроме того, более 100 бронеавтомобилей как иностранного, так и русского изготовления были признаны непригодными для фронта из-за низкой надежности именно ходовой части.

 

Бронеавтомобиль «Остин» 2-й серии с движителем Кегресса. 1916 год

Бронеавтомобиль «Остин» 2-й серии с движителем Кегресса. 1916 год

 

Русское командование торопилось - весной 1916 года в распоряжение Кегресса передали один из 60 заказанных для Русской армии бронеавтомобилей фирмы «Остин», так называемой «второй заготовки», в качестве шасси которого использовался 1,5-тонный грузовик той же фирмы с двигателем мощностью 50 л. с. Первые машины этой серии начали прибывать в Россию зимой 1916 года. В августе Кегресс предъявил первый в мире полугусеничный бронеавтомобиль к испытаниям.

В течение двух месяцев - августа и сентября 1916 года - машина прошла обширную программу испытаний на проходимость в окрестностях Царского Села и Могилева, а затем и на продолжительность работы во время пробега Могилев -Царское Село. Результаты превзошли все ожидания: «...автомобиль... свернул с дороги на целину, переехал придорожную канаву, затем пошел со значительной скоростью по мягкому травянистому грунту, свободно и плавно преодолевая различные неровности... поднялся на Пулковскую гору напрямик по склону, по влажному растительному грунту. При подъеме шофер имел возможность местами ставить вторую скорость. Перегревания мотора замечено не было. Наконец, автомобиль без особых усилий перешел небольшое кочковатое болото, где местами вода сплошь покрывала почву. Никаких поломок замечено не было, за исключением погнутия левых направляющих дуг...»

 

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс» во время маневров. 43-й автобронеотряд Красной армии. Московский военный округ, 1922 год

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс» во время маневров. 43-й автобронеотряд Красной армии. Московский военный округ, 1922 год

 

Пробег Могилев - Царское Село имел своей целью испытать «приспособление Кегресса» на выносливость при движении по шоссе, после того как машина прошла 286 верст по бездорожью Могилевской губернии. Нагруженный по-боевому, до полной массы в 332 пуда (5312 кг), бронеавтомобиль преодолел 725 верст за 34 часа 15 минут при незначительных повреждениях. Испытательная комиссия с чистой совестью вынесла свое заключение: «Потребность действующей армии в автомобилях, могущих проходить по бездорожью, крайне велика и спешна, а потому, по мнению Комиссии, следует принять все меры к скорейшему изготовлению приспособлений Кегресса для необходимого количества автомобилей всех типов: броневых, грузовых и легковых».

 

Русский бронеавтомобиль «Остин-Кегресс» в цеху Путиловского завода. Петроград, осень 1919 года

Русский бронеавтомобиль «Остин-Кегресс» в цеху Путиловского завода. Петроград, осень 1919 года

 

В октябре 1916 года Технический комитет ГВТУ собрался для обсуждения программы работ прапорщика Кегресса, которая не может не поразить своим размахом. Помимо усовершенствования уже имеющегося движителя к бронеавтомобилю «Остин», Кегресс планировал его изготовление для трехтонного грузовика «Паккард» и создание гусеничного прицепа к нему, а также для бронеавтомобиля на шасси «Фиат», бронировка которого предполагалась на Ижорском заводе. Технический комитет расширил программу: в нее с согласия Кегресса был дополнительно включен пункт о разработке движителя для шасси ФВД, бронировкой которого должен был заниматься Путиловский завод. Кроме того, комиссия предложила, помимо грузовых «Паккардов», поставить на полугусеничный ход и 31 бронируемый на Обуховском заводе пушечный броневик на шасси той же марки.

В перспективе же предлагалось оснастить движителем Кегресса практически весь автомобильный парк Русской армии! К сожалению, этим обширным планам не суждено было сбыться. Сказались как бурные политические события 1917 года, так и задержки с поставками шасси из-за границы. Первые из 150 заказанных шасси «Фиат» и «Остин» начали поступать в Россию лишь с февраля 1917 года. Ижорский завод смог приступить к бронировке «Фиатов» лишь летом, изготовив к октябрю только 16 машин. Одно шасси этой марки было передано Кегрессу для установки его «приспособления». Путиловский же завод приступил к бронировке шасси «Остин» и того позже - в сентябре 1917 года, и первые броневики, широко известные под маркой «Остин-Путиловец» (хотя автору этих строк ни разу не попадалось в исторических документах такое название), вышли из его цехов уже в 1918 году. Кегресс разработал движитель и к этой машине, но установить не успел - после революции он покинул Россию и вернулся во Францию. Не им был изготовлен и полугусеничный «Фиат».

Дальнейшее использование бронеавтомобилей «Остин-Кегресс»

Во время гражданской войны Ижорский завод, ставший основным производителем броневиков всех типов, как «Фиатов», так и «Остинов», выпустил 12 бронеавтомобилей «Остин-Кегресс». Эти конструкции активно использовали во время отражения наступления Юденича на Петроград и в период советско-польской войны 1920 года.

Гусеничный движитель состоял из следующих элементов: сплошной ленты из прорезиненной ткани с резиновым протектором, четырех сдвоенных опорных и двух поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. Подвеска - балансирная. Передача тягового усилия к ведущему колесу осуществлялась при помощи цепной передачи. Регулирование натяжения цепи и ленты производилось с помощью механизмов натяжения винтового типа. В трансмиссии бронеавтомобиля в качестве механизма поворота гусеничногo движителя был сохранен дифференциал базовой машины. К дискам передних колес с обеих сторон крепились дополнительные барабаны, которые препятствовали качению по хорошей дороге: когда же они погружались в унт, то принимали на себя часть нагрузки, уменьшая удельное давление. для облегчения движения по пересеченной местности бронеавтомобиль снабжался специальными барабанами, располагавшимися спереди и сзади гусеничного движителя и передних колес.

 

Копия подлинного чертежа полугусеничного бронеавтомобиля «Остин-Кегресс»

Копия подлинного чертежа полугусеничного бронеавтомобиля «Остин-Кегресс»

 

С уверенностью можно сказать, что эта машина стала вершиной русского периода творческой деятельности талантливого французского инженера. По проходимости и скорости движения она абсолютно превосходила французкие и английские танки Первой мировой войны, не слишком уступая им в вооружении (добрую половину танков того времени составляли чисто пулеметные машины) и бронировании. Все это дало основание австрийскому майopy Фрицу Хейглю, автору популярного в 1930-е годы танкового справочника, обозначить «Остин-Кегресс» как «русский тип танка» или «полутанк».

 

Информация взята из журналов «Русские Танки» и «Техника и Вооружение»

БТР

Русский Вездеход

Бронетракторы «Илья Муромец» и «Ахтырец»

Первые Бронеавтомобили

Вездеходные полугусеничные Бронеавтомобили

Первый Русский БТР

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

Танкетки

Танкетка «Виккерс»

Танкетка Т-27

БТР-80

Модификации БТР-80

Конструкция БТР-80

Боевое применение БТР-80

Самоходки

Самоходка ИСУ-152

Тактико-Технические характеристики самоходки ИСУ-152

Боевое применение самоходок ИСУ-152 и ИСУ-122

Самоходка СУ-85

Модернизация самоходки СУ-85

Конструкция самоходки СУ-85

Боевое применение самоходки СУ-85

Танки

Первый Русский танк А.А. Пороховщикова

Царь-Танк

Проект танка В. Д. Менделеева

Танк «Щитоноска»

Броневые части Русской армии

Первые Иностранные Танки в России

Первые танки Советской Республики

Изучение Танкостроения в 1923-1924г.

Танк Т-16 и Т-18

Устройство танка Т-18

Производство танка Т-18

Танкетка Т-17

Маневренный танк Т-12

Модернизация танка МС-1/ Т-18

Основной танк сопровождения Т-19

От Танка Т-12 к Т-24

Маневренные танки Н. Дыренкова

Позиционный танк Т-30

Советско-Германская танковая школа

Закупки танков за границей в 1930г.

Плавающие Танки

Танк «Виккерс»

Рождение танка Т-26

Первый танк с радиостанцией

Танк ММ

Мобилизационный танк Т-34

Рождение танка БТ

Первые 45-мм пушки на танках

Модернизация танков Т-26 и БТ

Танк особого назначения ПТ-1

Средний танк Т-28

Танк Гроте

Танки которые небыли приняты на вооружение

Танк Т-35

Развитие танка из Т-35 в Т-39

Танковое вооружение на вторую пятилетку СССР

Колесно-гусеничный танк Т-43

«Танк Шитикова» – Т-37Б

Танк Т-38

Танк ТМ «Танк Молотова»

Танк КТ-26

Танк Т-46

Улучшенный танк ПТ-1А

Танк Т-28 и Т-29

Танк Т-26 выпуска 1936г

Установка на танки 76-мм пушки

Танк БТ-7

Танк БТ-7А 1935г.

Танк БТ-ИС на колесах, 1935г.

Танк Т-35

Недостатки танков в боях Испании

Танки находящихся в распоряжении У ММ РККА

Бои танков в Берлине и Грозном

Английские ромбовидные Танки Mk II Мк III Мк IV

Немецкий танк A7V

Немецкие танки Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121) и Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141)

Немецкий «Штурмтигр» и Английский танк AVRE

Испытания пушки Ф-32 и Л-11 на танках БТ-7 и Т-28

Принятие танка Т-34 на вооружение

Танк Т-34

Испытание танка Т-54 обстрелом

Противоминная стойкость танка Т-54

Борьба с пожаром в танке Т-54

Повышение защищенности танка Т-54

Танк «Объект М906»

Танк «Объект 907» (ПТ-76М)

Танк «Объект 911Б»

Танк ПТ-76 с ПТРК 9К11 «Малютка»

Танк Т-62

Модернизация танка Т-62М

Конструкция танка Т-62

Боевое применение танка Т-62

Истребитель танков ИТ-1 («Объект 150»)

Стрельба из истребителя танков ИТ-1

Прекращение производства истребителя танков ИТ-1 («Объект 150»)

Танк Т-90С

Танк Т-90С «Бишма» для Индии

Танк Т-90С для Малайзии