ТАНКИ САМОХОДКИ БТР ПОДЛОДКИ ИСТОРИЯ

Самоходка ИСУ-152

ИСУ-152

Первые образцы тяжелых самоходно-артиллерийских установок были созданы в Советском Союзе еще до Второй мировой войны. Однако до их серийного производства дело тогда не дошло. Реалии войны, появление в гитлеровских войсках тяжелых танков заставили советских конструкторов вернуться к разработке тяжелых самоходных установок. Созданные на базе тяжелых танков, вооруженные мощными 152- и 122-мм орудиями, эти боевые машины стали наиболее грозным противотанковым средством Красной армии. Снаряд массой в полцентнера срывал башню «Тигра», проламывал броню «Пантеры». За успехи в борьбе с немецким бронированным «зверинцем» советские солдаты дали тяжелым самоходкам уважительное прозвище «Зверобой».

В начальный период Великой Отечественной воины тяжелые самоходно-артиллерийские установки проектировали и создавали на базе тяжелого танка КВ. Первой серийной тяжелой самоходной установкой  стала  ИСУ-152  (KB-14), базой для которой послужил танк KB-1 с. Боевое крещение ИСУ-152 получили в боях на Курской дуге, правда, еще в весьма ограниченном количестве. Так, например, в составе войск Центрального фронта имелось всего 25 боевых машин этого типа. Тем не менее их появление стало неприятным сюрпризом для немцев.

Самоходка ИСУ-152, принятая на вооружение 14 февраля 1943 года, находилась в производстве до начала 1944-го. Всего было выпущено 670 таких машин.

Первые самоходки "Зверобои" ИСУ-152

Осколочно-фугасная граната ОФ-540 массой 43,56кг по выходе из ствола ИСУ-152 имела скорость 655 м/с и при установке взрывателя на осколочное действие наносила поражение осколками на 40м по фронту и на 8м в глубину. Бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при выходе из ствола с начальной скоростью 600 м/с пробивал на дистанции до 1500м лобовую броню всех танков Вермахта. При попадании в башню он срывал ее с погона. Вследствие своей очень большой массы в 48,8кг (для сравнения: 85-мм бронебойный снаряд имел массу 9,2кг) даже при непробивании сильнобронированной цели (например, штурмового орудия «Фердинанд») он гарантированно выводил ее из строя из-за поломок узлов и механизмов вследствие сотрясения и поражения экипажа за счет многочисленных внутренних отколов брони. Неплохие результаты давал обстрел вражеской техники фугасными и бетонобойными снарядами. При использовании бетонобойного снаряда Г-530 по прямому назначению он пробивал железобетонную стену толщиной около 1м. Впрочем, на Курской дуге разрушать долговременные огневые точки противника новым САУ не пришлось, а вот по немецким танкам они постреляли немало, и вполне успешно. Так, майор Санковский на своей ИСУ-152 подбил 10 танков за один день. 8 июля 1943 года полк ИСУ-152 обстрелял атакующие «фердинанды» 653-го дивизиона, подбив при этом четыре вражеские машины. Именно тогда солдаты стали называть тяжелые артсамоходы «Зверобоями».

 

Самоходная установка ИСУ-152 во дворе Челябинского Кировского завода. Весна 1944 года

Самоходная установка ИСУ-152 во дворе Челябинского Кировского завода. Весна 1944 года

Самоходка САУ на основе КВ-1с

Само собой разумеется, что военные захотели иметь аналогичную самоходку и на базе нового тяжелого танка, тем более что КВ-1c с производства был снят. Постановление Государственного комитета обороны от 4 сентября 1943 года предписывало Опытному заводу №100 в Челябинске совместно с техническим управлением Главного бронетанкового управления Красной армии до I ноября 1943 года спроектировать, изготовить и испытать артсамоход ИС-152 на базе танка ИС.

 

Интерьер боевого отделения ИСУ-152.

Интерьер боевого отделения ИСУ-152.

 

При разработке установка получила заводское обозначение «объект 241». Ведущим конструктором был назначен Г.Н. Москвин. Опытный образец изготовили в октябре. В течение нескольких недель САУ проходила испытания на НИИБТ полигоне в Кубинке и Артиллерийском научно-испытательном опытном полигоне (АНИОП) в Гороховце. 6 ноября 1943 года постановлением ГКО новую машину приняли на вооружение под обозначением ИСУ-152, а в декабре началось ее серийное производство.

Уже в начале 1944 года выпуск ИСУ-152 стал сдерживаться нехваткой орудий МЛ-20. Предвидя такую ситуацию, на артиллерийском заводе №9 в Свердловске наложили ствол 122-мм корпусной пушки А-19 на люльку орудия МЛ-20С и в результате получили тяжелый артсамоход ИСУ-122 («объект 242»). Опытный образец установки в декабре 1943 года проходил испытания на Гороховецком полигоне. Постановлением ГКО от 12 марта 1944 года ИСУ-122 была принята на вооружение Красной армии. Серийное производство машины началось на ЧКЗ с апреля 1944 года и продолжалось до сентября 1945-го. ИСУ-122 представляла собой вариант САУ ИСУ-152, в котором 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С была заменена 122-мм пушкой А-19 обр. 1931/37 годов. При этом пришлось несколько изменить и подвижную бронировку орудия. Высота линии огня составляла 1790 мм. В мае 1944 года в конструкцию ствола пушки А-19 были внесены изменения, которые нарушили взаимозаменяемость новых стволов с ранее выпущенными. Модернизированное орудие получило наименование «122-мм самоходная пушка обр. 1931/44 гг.». Оба орудия имели поршневой затвор. Длина ствола составляла 46,3 калибра. Устройство пушки А-19 во многом походило на МЛ-20С. Она отличалась от последней стволом меньшего калибра с увеличенной на 730 мм длиной, отсутствием дульного тормоза и меньшим числом нарезов. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +22°, по горизонтали - в секторе 10°. При стрельбе использовались телескопический прицел СТ-18, который отличался от прицела СТ-10 только нарезкой шкал, и панорамный прицел с полунезависимой или с независимой линией прицеливания (панорама Герца). Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 5000м, наибольшая - 14 300м. Скорострельность -2-3выстр./мин. В боекомплект установки входили 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом БР-471 и бронебойно-трассирующим снарядом с баллистическим наконечником БР-471 Б, а также осколочно-фугасными пушечными гранатами: цельнокорпусной , короткой ОФ-471Н, с привинтной головкой и длинной - ОФ-471. Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 25 кг составляла 800 м/с. Дополнительно в боевое отделение укладывали два пистолета-пулемета ППШ (ППС) с боекомплектом 1491 патрон (21 диск) и 25 ручных гранат Ф-1. С октября 1944 года на части машин устанавливался зенитный пулемет ДШК с боекомплектом 250 патронов.

 

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-122С во дворе завода №100. Апрель 1944 года.

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-122С во дворе завода №100. Апрель 1944 года.

 

В апреле 1944 года в КБ завода №100 была создана самоходно-артиллерийская установка ИСУ-122C (ИСУ-122-2, «объект 249»), представлявшая собой модернизированный вариант ИСУ-122. В июне установка прошла испытания в Гороховце, а 22 августа 1944 года была принята на вооружение. В том же месяце начали ее серийное производство на ЧКЗ параллельно с ИСУ-122 и ИСУ-152, которое продолжалось до сентября 1945 года. ИСУ-122C была создана на базе ИСУ-122 и отличалась от нее установкой пушки Д-25С обр. 1944 года с горизонтальным клиновым полуавтоматическим затвором и дульным тормозом. Высота линии огня составляла 1795 мм. Длина ствола - 48 калибров. За счет более компактных противооткатных устройств и казенной части пушки удалось повысить скорострельность до 6выстр./мин. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +20°, по горизонтали - в секторе 10° (7° вправо и 3° влево). Прицелы пушки - телескопический ТШ-17 и панорама Герца. Дальность стрельбы прямой наводкой - 5000м, максимальная - до 15 000м. Боекомплект - такой же, как у пушки А-19. Внешне СУ-122С отличалась от СУ-122 стволом орудия и новой литой маской толщиной 120-150мм.

Артсамоход ИСУ-122 в Музее освобождения Познани, Польша. Хорошо видно, что внешне ничем кроме ствола пушки от ИСУ-152 эта машина не отличается.

С 1944 по 1947 год было изготовлено 2790 самоходных установок ИСУ-152, 1735 ИСУ-122 и 675 ИСУ-122С. Таким образом, суммарный выпуск тяжелых артсамоходов - 5200 штук превысил число изготовленных тяжелых танков ИС - 4499 единиц. Как и в случае с ИС-2, к выпуску самоходных орудий на его базе должен был подключиться Ленинградский Кировский завод. До 9 мая 1945 года там собрали первые пять ИСУ-152, а до конца года - еще 100. В 1946 и 1947 годах ИСУ-152 производили только на ЛКЗ.

Новые орудия для самоходки ИСУ-152

Еще в декабре 1943 года, учитывая, что в дальнейшем у противника могут появиться новые танки с более мощным бронированием, ГКО специальным постановлением предписал спроектировать и изготовить к апрелю 1944 года самоходно-артиллерийские установки с орудиями повышенной мощности:

со 122-мм пушкой, имеющей начальную скорость 1000м/с при массе снаряда в 25кг;

130-мм пушкой, имеющей начальную скорость 900м/с при массе снаряда в 33,4кг;

152-мм пушкой, имеющей начальную скорость 880м/с при массе снаряда в 43,5кг.

Все эти орудия пробивали броню толщиной 200мм на дистанции 1500-2000м.

В ходе выполнения этого постановления были созданы и в 1944-1945 годах испытаны артсамоходы: ИСУ-122-1 (объект 243) со 122-мм пушкой БЛ-9, ИСУ-122-3 (объект 251) со 122-мм пушкой С-26-1, ИСУ-130 (объект 250) со 130-мм пушкой С-26, ИСУ-152-1 (объект 246) со 152-мм пушкой БЛ-8 и ИСУ-152-2 (объект 247) со 152-мм пушкой БЛ-10.

Пушки С-26 и С-26-1 спроектировали в ЦАКБ под руководством В.Г. Грабина, при этом С-26-1 отличалась от С-26 только калибром трубы. Пушка С-26 калибра 130мм имела баллистику и боеприпасы от морской пушки Б-13, но обладала рядом принципиальных конструктивных отличий, так как была оснащена дульным тормозом, горизонтальным клиновым затвором и др. Самоходы ИСУ-130 и ИСУ-122-1 изготовили на заводе №100, и они прошли испытания с 30 июня по 4 августа 1945 года. Позднее испытания продолжили, но на вооружение обе САУ не приняли и в серию не запустили. Пушки БЛ-8, БЛ-9 и БЛ-10 разработало ОКБ-172 (не путать с заводом №172), все конструкторы которого были заключенными. Первый опытный образец БЛ-9 изготовили в мае 1944 года на заводе №172, а в июне установили на ИСУ-122-1. Полигонные испытания ее проходили в сентябре 1944-го, а государственные в мае 1945 года. На последних при стрельбе произошел разрыв ствола из-за дефектов металла. Пушки БЛ-8 и БЛ-10 калибра 15мм имели баллистику, существенно превышавшую баллистику МЛ-20, и испытывались в 1944 году.

Самоходкам с опытными образцами пушек были свойственны те же недостатки, что и остальным САУ на шасси ИС: большой вылет ствола вперед, снижавший маневренность в узких проходах; малые углы горизонтального наведения орудия и сложность его наведения, что затрудняло стрельбу по подвижным целям; невысокая боевая скорострельность из-за относительно небольших размеров боевого отделения, большой массы выстрелов, раздельно-гильзового заряжания и наличия у ряда орудий поршневого затвора; плохой обзор из машин; малый боекомплект и сложность его пополнения в ходе боя.

Вместе с тем хорошая противоснарядная стойкость корпуса и рубки этих САУ, достигнутая за счет установки мощных броневых плит под рациональными углами наклона, позволяла использовать их на дистанции прямого выстрела и достаточно эффективно поражать любые цели.

Модернизация самоходки ИСУ-152

Модернизация ИСУ-152

ИСУ-152 модернизировали дважды. Первый раз в 1956 году, когда САУ получили обозначение ИСУ-152К. На крыше рубки установили командирскую башенку с прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП. Боекомплект гаубицы-пушки МЛ-20C увеличили до 30 выстрелов, что потребовало изменения расположения внутреннего оборудования боевого отделения и дополнительных боеукладок. Вместо прицела СТ-10 был установлен усовершенствованный телескопический прицел ПС-10. На всех машинах смонтировали зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 300 патронов. На САУ поставили двигатель В-54К мощностью 520л.с. с эжекционной системой охлаждения. Емкость топливных баков увеличили до 1280л. Была усовершенствована система смазки, конструкция радиаторов стала другой. В связи с эжекционной системой охлаждения двигателя изменили и крепление наружных топливных баков.

Машины оборудовали радиостанциями 10-РТ и ТПУ-47.

Масса самоходки возросла до 47,2 т. однако   динамические   характеристики остались прежними. Запас хода возрос до 360км.

Второй вариант модернизации имел обозначение ИСУ-152М. На машину установили доработанные агрегаты танка ИС-2М. зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 250 патронов и приборы ночного видения.

Самоходно-артилерийские установки ИСУ-152 состояли на вооружении Советской армии до конца 1970-х годов, вплоть до начала поступления в войска САУ нового поколения.

 

Информация взята из журналов «Русские Танки» и «Техника и Вооружение»

Самоходки

Самоходка ИСУ-152

Тактико-Технические характеристики самоходки ИСУ-152

Боевое применение самоходок ИСУ-152 и ИСУ-122

Самоходка СУ-85

Модернизация самоходки СУ-85

Конструкция самоходки СУ-85

Боевое применение самоходки СУ-85

БТР

Русский Вездеход

Бронетракторы «Илья Муромец» и «Ахтырец»

Первые Бронеавтомобили

Вездеходные полугусеничные Бронеавтомобили

Первый Русский БТР

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

Танкетки

Танкетка «Виккерс»

Танкетка Т-27

БТР-80

Модификации БТР-80

Конструкция БТР-80

Боевое применение БТР-80

Танки

Первый Русский танк А.А. Пороховщикова

Царь-Танк

Проект танка В. Д. Менделеева

Танк «Щитоноска»

Броневые части Русской армии

Первые Иностранные Танки в России

Первые танки Советской Республики

Изучение Танкостроения в 1923-1924г.

Танк Т-16 и Т-18

Устройство танка Т-18

Производство танка Т-18

Танкетка Т-17

Маневренный танк Т-12

Модернизация танка МС-1/ Т-18

Основной танк сопровождения Т-19

От Танка Т-12 к Т-24

Маневренные танки Н. Дыренкова

Позиционный танк Т-30

Советско-Германская танковая школа

Закупки танков за границей в 1930г.

Плавающие Танки

Танк «Виккерс»

Рождение танка Т-26

Первый танк с радиостанцией

Танк ММ

Мобилизационный танк Т-34

Рождение танка БТ

Первые 45-мм пушки на танках

Модернизация танков Т-26 и БТ

Танк особого назначения ПТ-1

Средний танк Т-28

Танк Гроте

Танки которые небыли приняты на вооружение

Танк Т-35

Развитие танка из Т-35 в Т-39

Танковое вооружение на вторую пятилетку СССР

Колесно-гусеничный танк Т-43

«Танк Шитикова» – Т-37Б

Танк Т-38

Танк ТМ «Танк Молотова»

Танк КТ-26

Танк Т-46

Улучшенный танк ПТ-1А

Танк Т-28 и Т-29

Танк Т-26 выпуска 1936г

Установка на танки 76-мм пушки

Танк БТ-7

Танк БТ-7А 1935г.

Танк БТ-ИС на колесах, 1935г.

Танк Т-35

Недостатки танков в боях Испании

Танки находящихся в распоряжении У ММ РККА

Бои танков в Берлине и Грозном

Английские ромбовидные Танки Mk II Мк III Мк IV

Немецкий танк A7V

Немецкие танки Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121) и Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141)

Немецкий «Штурмтигр» и Английский танк AVRE

Испытания пушки Ф-32 и Л-11 на танках БТ-7 и Т-28

Принятие танка Т-34 на вооружение

Танк Т-34

Испытание танка Т-54 обстрелом

Противоминная стойкость танка Т-54

Борьба с пожаром в танке Т-54

Повышение защищенности танка Т-54

Танк «Объект М906»

Танк «Объект 907» (ПТ-76М)

Танк «Объект 911Б»

Танк ПТ-76 с ПТРК 9К11 «Малютка»

Танк Т-62

Модернизация танка Т-62М

Конструкция танка Т-62

Боевое применение танка Т-62

Истребитель танков ИТ-1 («Объект 150»)

Стрельба из истребителя танков ИТ-1

Прекращение производства истребителя танков ИТ-1 («Объект 150»)

Танк Т-90С

Танк Т-90С «Бишма» для Индии

Танк Т-90С для Малайзии