ТАНКИ САМОХОДКИ БТР ПОДЛОДКИ ИСТОРИЯ

Немецкие танки Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121) и Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141)

27 января 1934г. 6-я Инспекция моторизованных войск Управления общих дел сухопутных сил Германии (Allgemeine Heeresamt/lnspektorat6, или AHA/ln.6) выдала указание 6-му контрольно-экспериментальному отделу автомобильной и бронетанковой техники Управления вооружений сухопутных сил (Waffenamt Allgemeine/Waffenpruefwesen 6, или WA/Wa.Prw.6) начать проектирование двух танков, вооруженных противотанковыми орудиями. Первый образец, «verstaerkter KI.Tr.6 to» (усиленный легкий танк массой 6 т), получивший кодовое обозначение La.S.100 (сельскохозяйственный трактор с двигателем мощностью 100л.с.), должен был оснащаться пушкой калибра 2,0см. Второй, массой до Ют, имевший обозначение Z.W. (Zugfuehrerwagen - танк командира взвода), - пушкой калибра 3,7см. Впоследствии первый танк стал именоваться Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121), а второй - Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141).

 

Пружинная подвеска танка Pz.Kpfw.ll сначала отрабатывалась на танке Leichttraktor фирмы Rheinmetall.

Пружинная подвеска танка Pz.Kpfw.ll сначала отрабатывалась на танке Leichttraktor фирмы Rheinmetall.

 

ТЗ на новые танки сформулировала In.6, а первоначальной задачей Wa. Prw.6 являлась разработка эскизных проектов в сотрудничестве с предполагаемыми фирмами-изготовителями. Однако уже на стадии предварительного проектирования общей компоновки танка с 3,7 cm пушкой выяснилось, что уложиться в весовые ограничения (10т) не удастся, и предельную массу снаряженного танка решили ограничить величиной 18 т.

Такое ограничение объяснялось тем, что понтонно-мостовой парк немецкой мостовой колонны типа В включал в себя 16 полупонтонов и позволял построить либо два парома грузоподъемностью 16 т (18т для гусеничной техники), либо мост длиной 54м той же грузоподъемности.

 

Pz.Kpfw.lll Ausf.A (или его прототип) с ранним вариантом башни, имевшей вдоль нижнего края ряд конических головок болтов и внутреннюю маску пушки.

Pz.Kpfw.lll Ausf.A (или его прототип) с ранним вариантом башни, имевшей вдоль нижнего края ряд конических головок болтов и внутреннюю маску пушки.

 

Техническое задание на проектирование, выданное фирмам-участникам конкурса по проектированию шасси 18-тонного Z.W., сразу предусматривало оснащение танка двигателем водяного охлаждения Maybach HL 100 мощностью 300л.с. Это позволяло получить те же удельную мощность и динамические характеристики, что и у последней модификации танка Pz.Kpfw.l Ausf. В (имевшей двигатель Maybach NL 38 Тг мощностью 100л.с. при снаряженной массе 5,8 т), производство которой планировали начать в 1936г. [1]

Разрешение на строительство деревянных макетов как Z.W., так и La.S.100 было выдано 12 октября 1934г. После изучения трех эскизных проектов шасси Z.W., представленных фирмами Daimler-Benz, M.A.N. и Rheinmetall, Wa.Prw.6 заключил контракты на детальное проектирование и постройку Versuch-Fahrgestell (прототипов шасси) для

первого варианта Z.W. с Daimler-Benz (два шасси Z.W. 1) и с М.А.N. (одно шасси). Производство Versuch-Turm (опытных образцов башен) для Z.W. 1 поручили Krupp (две башни) и Rheinmetall (одна). Кроме того, Krupp получила также заказ на изготовление еще трех Versuch-Turm: одной башни с усиленным бронированием и двух - с размещением двух членов экипажа вместо трех. Daimler-Benz отвечала также за выпуск двух шасси из конструкционной стали для прототипов Z.W.3 и Z.W.4. Двигатель, как и планировалось, поставляла фирма Maybach, но его реальная мощность составляла 250л.с.

 

Pz.Kpfw.MI Ausf.A на полигоне 5-го танкового полка 3-й танковой дивизии. Два горизонтальных жалюзи и два в боковых стенках крыши моторного отделения использовались для притока охлаждающего двигатель воздуха

Pz.Kpfw.MI Ausf.A на полигоне 5-го танкового полка 3-й танковой дивизии. Два горизонтальных жалюзи и два в боковых стенках крыши моторного отделения использовались для притока охлаждающего двигатель воздуха

 

В августе 1935г. фирма Daimler-Benz сдала первое Versuch-Fahrgestell из броневой стали. В том же месяце Krupp подготовила две башни, изготовленные на заводе в Эссене (Essen). После испытания их вернули на завод для мелких переделок. Интересно, что изначально «крупповские» башни имели наружные маски для крепления пушки, но позднее, 22 февраля 1936г., Wa.Prw.6 потребовал заменить их на внутренние.

 

Уткнувшийся в откос ямы танк Pz.Kpfw.lll Ausf.A. Из командирской башенки торчит сигнальный флажок, крышки ее люка зафиксированы в крайнем положении. Под маской пушки установлен отбойник, который служил для отклонения антенны при повороте башни.

Уткнувшийся в откос ямы танк Pz.Kpfw.lll Ausf.A. Из командирской башенки торчит сигнальный флажок, крышки ее люка зафиксированы в крайнем положении. Под маской пушки установлен отбойник, который служил для отклонения антенны при повороте башни.

 

Конструкции шасси прототипов Z.W. 1 и Z.W.3 после многочисленных доработок легли в основу конструкций шасси, соответственно, модификаций танка 1 .Serie/Z.W. и 2.Serie/Z.W. Заказ на изготовление первой опытной партии (O-Serie, или Versuch-Serie) из 25 танков был выдан в декабре 1935г. и предусматривал строительство десяти танков 1.Serie/Z.W. (номера шасси 60101-60110) и 15 танков 2.Serie/Z.W. (номера шасси 60201-60215). С введением 3 апреля 1936г. новых обозначений для бронетанковой техники эти модификации получили обозначение Pz.Kpfw.lll Ausf.A и Pz.Kpfw.lll Ausf. B соответственно.

Изготовление шасси и окончательная сборка танка происходила на заводе Werk 40 Daimler-Benz в Marienfelde, пригороде Берлина. Фирма Deutsche Edelstahlwerke отвечала за комплекты бронедеталей для десяти шасси и пяти башен танков 1.Serie/Z.W., фирма Krupp, Essen - пяти комплектов для корпусов башен 1 .Serie/Z.W. и десяти - для 2. Serie/Z.W. Завод фирмы Krupp-Grusonwerk осуществлял сборку десяти башен для 1 .Serie/Z.W. и пяти - для 2.Serie/Z.W.

 

 

На танке перед командирской башенкой слева и справа находятся вентиляционные лючки с крышками (крышка правого лючка откинута назад). На левой крышке установлен имитатор перископического прибора наблюдения. Крышки откидывались для подачи сигналов флажками и для выбрасывания стрелянных гильз. Бронещиток переднего смотрового проема водителя, закрытого стеклоблоком толщиной 12мм, не имеет смотровой щели; в бою водитель использовал перископический бинокулярный прибор наблюдения K.F.F.1 с полем зрения 50° и небольшим увеличением в 1,15 раза.

На танке перед командирской башенкой слева и справа находятся вентиляционные лючки с крышками (крышка правого лючка откинута назад). На левой крышке установлен имитатор перископического прибора наблюдения. Крышки откидывались для подачи сигналов флажками и для выбрасывания стрелянных гильз. Бронещиток переднего смотрового проема водителя, закрытого стеклоблоком толщиной 12мм, не имеет смотровой щели; в бою водитель использовал перископический бинокулярный прибор наблюдения K.F.F.1 с полем зрения 50° и небольшим увеличением в 1,15 раза.

 

В начале второго полугодия 1936г. были выданы заказы на производство 40 танков 3.Serie/Z.W. Сборкой 36 башен занималась фирма Alkett (Berlin-Tegel), остальных четырех башен - Krupp-Grusonwerk. Daimler-Benz должна была представить 15 шасси модификации 3a.Serie/Z.W. (номер 60301 -60315) и 25 шасси - 3b.Serie/Z,W. (60316-60340). Впоследствии танки с этими шасси получили обозначение, соответственно, Pz.Kpfw.lll Ausf.C и Pz.Kpfw.lllAusf.D.

Все десять Pz.Kpfw.lll Ausf. А были поставлены армии в период с мая по октябрь, а десять Pz.Kpfw.lll Ausf.B -примерно во второй половине ноября 1937г. (пять шасси 2.Serie/Z.W использовали для создания прототипов штурмового орудия). До конца года в войска поступили также три танка Pz.Kpfw.lll Ausf.C, а остальные танки 37 Pz.Kpfw.lll Ausf.C/D - до конца июля 1938г.

Почему же спустя два с половиной года после выдачи первого заказа на изготовление танка Pz.Kpfw.lll выпустили только 60 таких танков?

20 декабря 1935г. Inspekteur der Kraftfahrkampftruppen und fuer Heeresmotorisierung Освальд Лутц (Oswald Lutz), стоявший во главе In.6 с 1 апреля 1931 г. по 15 февраля 1936 г. (и одновременно с 1 июня 1934 г. по февраль 1938 возглавлявший командование мотомеханизированных войск), направил в адрес Главнокомандующего сухопутными силами Германии рапорт с предложением, чтобы каждая танковая бригада формируемых танковых дивизий имела на вооружении 293 «M.G. Pz.Kpf.Wg.» (впоследствии получивших обозначение Pz.Kpfw.l), 72 «2 cm Gesch. Pz.Kpf.Wg.» (Pz. Kpfw.ll), 79 «3,7 cm Gesch. Pz.Kpf.Wg» (Pz. Kpfw.lll), 40 «7,5 cm Gesch. Pz.Kpf.Wg» (Pz. Kpfw.lV) и десять «Begehls-Pz.Kpf.Wg». Итого - 472 линейных и десять командирских танков. Батальон должен был состоять из трех легких и одной тяжелой роты. Предлагалось в легких танковых ротах иметь три взвода, каждый с двумя танками, вооруженными пушками калибра 2 см, и пятью пулеметными танками, и четвертый взвод с пятью танками с пушками калибра 3,7см. В тяжелую танковую роту планировалось включить один легкий взвод с семью M.G. Pz.Kpf.Wg. и три взвода по три танка с орудиями калибра 7,5 см (7,5 cm Gesch. Pz.Kpf.Wg).

 

Корпус танка Pz.Kpfw.lll Ausf.A. имел вертикальную заднюю стенку. Два высоких цилиндрических колпака по бокам защищали механизмы натяжения гусеницы. Центральная буксировочная проушина имела развитое верхнее горизонтальное ребро жесткости. Вдоль верхнего края как задней, так и боковой стенки моторного отделения, а также на задней наклонной части крыши моторного отделения располагались жалюзи для выхода охлаждающего воздуха. Выше глушителя находится устройство для сбрасывания дымовых гранат (дополнительно устанавливалось на танки с августа 1938г.).

Корпус танка Pz.Kpfw.lll Ausf.A. имел вертикальную заднюю стенку. Два высоких цилиндрических колпака по бокам защищали механизмы натяжения гусеницы. Центральная буксировочная проушина имела развитое верхнее горизонтальное ребро жесткости. Вдоль верхнего края как задней, так и боковой стенки моторного отделения, а также на задней наклонной части крыши моторного отделения располагались жалюзи для выхода охлаждающего воздуха. Выше глушителя находится устройство для сбрасывания дымовых гранат (дополнительно устанавливалось на танки с августа 1938г.).

 

В ответ на этот рапорт начальник Генерального штаба Бек высказал мнение, что основу танковых сил бригады должны составлять танки, вооруженные пушками калибра 3,7сm. По его мнению, танки с 2-см пушками годились лишь для разведки. Численность танков во взводах легких рот предлагалось уменьшить до пяти. Однако 15 января 1936г. Управление общих дел сухопутных сил Германии (Allgemeine Heeresamt, или AHA), в которое входила ln.6, направило Беку свое видение вооружения танковых бригад. Согласившись с уменьшением количества танков во взводах, АНА, поддержав Лутца, не согласилось с мнением Бека о том, что все танки должны быть вооружены противотанковыми пушками. Приводились следующие аргументы:

- борьба с живой силой противника для танков не менее важна, чем уничтожение его танков. Три пулеметных танка (цена каждого 50 тыс. рейсмарок) лучше выполнят эту задачу, чем один танк с пушкой калибра 3,7сm (ценой 150тыс. рейхсмарок);

-  пушечный танк представляет из себя цель больших размеров, чем пулеметный танк. Для выведения его из строя достаточно одного попадания, а чтобы вывести из строя три пулеметных танка, требуется три попадания;

-  используя патроны S.m.K.H. с бронебойными пулями из вольфрамового сплава, пулеметные танки могут бороться с легкобронированными целями.

В тот же день и начальник Управления вооружений сухопутных сил Лизе (Liese) направил свой ответ Беку, который вкратце сводился к следующему:

-  конструкции тяжелых танков потребуют длительной доводки, поэтому не следует торопиться с их запуском в крупносерийное производство;

-  переход от производства легких пулеметных танков к тяжелым требует дополнительных капиталовложений до 20млн. рейхсмарок на каждый танковый сборочный завод;

-  для сохранения квалифицированной рабочей силы на танковых заводах требуется сохранить в производстве легкие пулеметные танки и танки с пушками калибра 2см.

Суммируя вышеизложенное, Лизе сообщал, что дополнительное оборудование может быть поставлено на заводы к 1 апреля 1937г. К этому времени будут готовы чертежи с изменениями, внесенными по результатам испытаний танков с 3,7-см пушкой, и с этого момента можно заказывать крупные серии, рассчитывая на поставку до 100 танков в месяц с 1 января 1938г. До этого времени следует выпускать легкие танки.

 

Pz.Kpfw.III Ausf.A. с башенным номером 432 (второй танк третьего взвода четвертой роты) рядом с Pz. Kpfw. IV (номер 443). К началу войны в батальонах большинства танковых дивизий Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV входили в состав легкой танковой роты типа «a» (leirhte panzerkompaniera), имевшей, кроме пяти Pz.Kpfw. II в легком взводе, три Pz.Kpfw.lll в одном взводе и шесть Pz.Kpfw.IV в одном или в двух других взводах. 

Pz.Kpfw.III Ausf.A. с башенным номером 432 (второй танк третьего взвода четвертой роты) рядом с Pz. Kpfw. IV (номер 443). К началу войны в батальонах большинства танковых дивизий Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV входили в состав легкой танковой роты типа «a» (leirhte panzerkompaniera), имевшей, кроме пяти Pz.Kpfw. II в легком взводе, три Pz.Kpfw.lll в одном взводе и шесть Pz.Kpfw.IV в одном или в двух других взводах.

 

28 января 1936г. Лутц в рапорте на имя Бека также объяснил причины, по которым танк 3,7cm Gesch. Pz.Kpf.Wg. не мог быть запущен в крупносерийное производство. Он предложил следующий график серийного производства: первые 25 танков будут поставлены в войска к 1 апреля 1937г.; после войсковых технических и тактических испытаний, которые продлятся до конца лета, потребуется 4 месяца для внесения изменений в конструкцию и переделки чертежей. Поэтому заводы получат новый комплект чертежей к началу 1938г. Производство первых танков займет 9 месяцев, в результате первые машины крупносерийного производства поступят в войска не ранее осени 1938г.

Лутц также напомнил о директиве Главнокомандующего сухопутными силами (Oberbefehlshaber des Heeres), предписывающей запускать дорогостоящие образцы вооружений в крупносерийное производство только после окончания их доводки. В заключении рапорта утверждалось, что войска, вооруженные танками M.G.Pz.Kpf.Wg. и 2 cм Gesch. Pz.Kpf.Wg., имеют значительную боевую ценность.

Несмотря на внешнюю стройность и логичность объяснений Лизе и Лутца, нельзя не заметить ряда противоречий. Ссылаясь на то, что конструкция танка 3,7 cm Gesch. Pz.Kpf.Wg. является еще недоведенной, они призывали ограничиться крупносерийным производством M.G. Pz.Kpf.Wg. и 2 cm Gesch. Pz.Kpf.Wg. под предлогом сохранения квалифицированной рабочей силы. Но конструкция танка 2 cm Gesch. Pz.Kpf.Wg. была не менее «сырой». Ответственный за разработку танков в Wa.Prw.6 Книпкамп (Heinrich Ernst Kniepkamp) на встрече с представителем фирмы Krupp 27 января 1937г. прямо заявил, что конструкция La.S.100 фирмы M.A.N. оказалась неудачной. Резина катков малого диаметра быстро изнашивалась, листовые пружины выдерживали пробег только от 1500 до 2500 км, механизм регулирования натяжения гусеницы часто выходил из строя, а для повышения проходимости по пересеченной местности пришлось переделывать форму передней части корпуса, что вызвало удлинение корпуса на 35 см. Бензобак требовалось перенести из боевого отделения в моторное, танкисты жаловались на затрудненный доступ к двигателю и неудачную конструкцию люка водителя. [2]

 

Судя по сплошным белым крестам, танк Pz.Kpfw.Ill Ausf.А. сфотографирован перед самым началом польской кампании. 

Судя по сплошным белым крестам, танк Pz.Kpfw.Ill Ausf.А. сфотографирован перед самым началом польской кампании.

 

Тем не менее In.6 в октябре 1935г. выдала фирме M.A.N. заказ на производство сразу трех партий танков (по 25 машин каждая) 1 -й серии Pz.Kpfw.ll (при этом сборку башен и подбашенных коробок осуществляла Daimler-Benz). В середине 1936г. была заказана 2-я серия - 131 танк, в том числе 31 - с новой индивидуальной подвеской модификации Ausf.c. Затем последовала 3-я серия - 44 Ausf.c, а в сентябре 1936г. появился заказ на 4-ю серию (210 танков первой серийной модификации Pz.Kpfw.ll Ausf.A). Таким образом, в течение года после принятия решения о начале производства были заказаны 460 танков Pz.Kpfw.ll. В течение следующего года, до 1 октября 1937г., были заказаны еще 748 танков 5, 6 и 7-й серий. [3] В результате, к 1 сентября 1939г. германская армия располагала 1223 танками Pz.Kpfw.ll. [4]

 

Танк Pz. Kpfw. Ill Ausf. В во время парада на стадионе в Нюренберге. Четыре тележки, каждая с двумя опорными катками, соединены индивидуально с четырьмя горизонтальными цилиндрическими амортизаторами и попарно с двумя листовыми рессорами. 

Танк Pz. Kpfw. Ill Ausf. В во время парада на стадионе в Нюренберге. Четыре тележки, каждая с двумя опорными катками, соединены индивидуально с четырьмя горизонтальными цилиндрическими амортизаторами и попарно с двумя листовыми рессорами.

 

Показательна и история запуска в серию другого танка (тяжелого). Закончив 30 апреля 1936 г. изготовление прототипа танка огневой поддержки B.W. (Begleit-wagen - машина сопровождения), позднее получившего обозначение Pz.Kpfw.IV, фирма Krupp получила в декабре того же года заказ на изготовление сразу 35 машин 1.Serie/B.W. В течение следующего года были заказаны 42 танка модификации 2.Serie/B.W. и 140 -3.Serie/B.W. (в октябре).

 

Крыша моторного отделения танка Pz.Kpfw.lll Ausf.B имела меньший, чем у Ausf.А, наклон задней части, а в ее боковых стенках отсутствовали жалюзи для забора воздуха. 

Крыша моторного отделения танка Pz.Kpfw.lll Ausf.B имела меньший, чем у Ausf.А, наклон задней части, а в ее боковых стенках отсутствовали жалюзи для забора воздуха.

 

При этом конструкцию шасси фирмы Krupp тоже посчитали не отвечающей предъявлявшимся требованиям, так что ее даже не пытались использовать для танка Z.W. Более того, 1 июня 1937г. Книпкамп сообщил Krupp, что начиная с третьей серии на танках B.W. будет использоваться шасси, унифицированное с находящимся в разработке 4.Serie/Z.W. Лишь задержка разработки последнего и начавшаяся война помешали осуществить это решение. Фирма Krupp закончила выполнение третьего заказа к 1 сентября 1939г., успев поставить сухопутным силам 211 танков Pz.Kpfw.IV (шесть шасси использовали для создания мостоукладчиков).[5]

Таким образом, конструкции танков Pz.Kpfw.ll и IV доводились уже в процессе развертывания крупносерийного производства.

Литература

1. JentzT.L Panzer Tracts № 1 -1. Panzerkampfwagen I.

2. JentzT.L Panzer Tracts №2-3. Panzerkampfwagen II.

3. JentzT.L Panzer Tracts №2-1. Panzerkampfwagen II.

4.  Jentz T.L Panzertruppen, T.1, Scliiffer Military History, Atglen, PA.

5. JentzT.L. Panzer Tracts №4. Panzerkampfwagen IV.

При подготовке данной статьи также использовались материалы книги:

JentzT.L Panzer Tracts №3-1. Panzerkampfwagen III.

Олег Скворцов

Фото из архива автора

 

Информация взята из журналов «Русские Танки» и «Техника и Вооружение»

 

Танки

Первый Русский танк А.А. Пороховщикова

Царь-Танк

Проект танка В. Д. Менделеева

Танк «Щитоноска»

Броневые части Русской армии

Первые Иностранные Танки в России

Первые танки Советской Республики

Изучение Танкостроения в 1923-1924г.

Танк Т-16 и Т-18

Устройство танка Т-18

Производство танка Т-18

Танкетка Т-17

Маневренный танк Т-12

Модернизация танка МС-1/ Т-18

Основной танк сопровождения Т-19

От Танка Т-12 к Т-24

Маневренные танки Н. Дыренкова

Позиционный танк Т-30

Советско-Германская танковая школа

Закупки танков за границей в 1930г.

Плавающие Танки

Танк «Виккерс»

Рождение танка Т-26

Первый танк с радиостанцией

Танк ММ

Мобилизационный танк Т-34

Рождение танка БТ

Первые 45-мм пушки на танках

Модернизация танков Т-26 и БТ

Танк особого назначения ПТ-1

Средний танк Т-28

Танк Гроте

Танки которые небыли приняты на вооружение

Танк Т-35

Развитие танка из Т-35 в Т-39

Танковое вооружение на вторую пятилетку СССР

Колесно-гусеничный танк Т-43

«Танк Шитикова» – Т-37Б

Танк Т-38

Танк ТМ «Танк Молотова»

Танк КТ-26

Танк Т-46

Улучшенный танк ПТ-1А

Танк Т-28 и Т-29

Танк Т-26 выпуска 1936г

Установка на танки 76-мм пушки

Танк БТ-7

Танк БТ-7А 1935г.

Танк БТ-ИС на колесах, 1935г.

Танк Т-35

Недостатки танков в боях Испании

Танки находящихся в распоряжении У ММ РККА

Бои танков в Берлине и Грозном

Английские ромбовидные Танки Mk II Мк III Мк IV

Немецкий танк A7V

Немецкие танки Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121) и Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141)

Немецкий «Штурмтигр» и Английский танк AVRE

Испытания пушки Ф-32 и Л-11 на танках БТ-7 и Т-28

Принятие танка Т-34 на вооружение

Танк Т-34

Испытание танка Т-54 обстрелом

Противоминная стойкость танка Т-54

Борьба с пожаром в танке Т-54

Повышение защищенности танка Т-54

Танк «Объект М906»

Танк «Объект 907» (ПТ-76М)

Танк «Объект 911Б»

Танк ПТ-76 с ПТРК 9К11 «Малютка»

Танк Т-62

Модернизация танка Т-62М

Конструкция танка Т-62

Боевое применение танка Т-62

Истребитель танков ИТ-1 («Объект 150»)

Стрельба из истребителя танков ИТ-1

Прекращение производства истребителя танков ИТ-1 («Объект 150»)

Танк Т-90С

Танк Т-90С «Бишма» для Индии

Танк Т-90С для Малайзии

БТР

Русский Вездеход

Бронетракторы «Илья Муромец» и «Ахтырец»

Первые Бронеавтомобили

Вездеходные полугусеничные Бронеавтомобили

Первый Русский БТР

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

Танкетки

Танкетка «Виккерс»

Танкетка Т-27

БТР-80

Модификации БТР-80

Конструкция БТР-80

Боевое применение БТР-80

Самоходки

Самоходка ИСУ-152

Тактико-Технические характеристики самоходки ИСУ-152

Боевое применение самоходок ИСУ-152 и ИСУ-122

Самоходка СУ-85

Модернизация самоходки СУ-85

Конструкция самоходки СУ-85

Боевое применение самоходки СУ-85