ТАНКИ САМОХОДКИ БТР ПОДЛОДКИ ИСТОРИЯ

Танк «Объект М906»

Размещение узлов и агрегатов стабилизатора СТП-2П «Заря» с зависимой линией прицеливания было выполнено в танке «Объект М906» по аналогии с танком ПТ-76Б обр. 1959г. Боекомплект пушки и спаренного пулемета также не изменился.

Броневая защита - противопульная у танка «Объект М906»

За счет использования гнутых верхних бортовых листов, «корабельной» формы носа с установкой передних бортовых листов под большим (30°) углом к продольной оси машины бронестойкость корпуса несколько возросла.

 

Танк «Объект М906»

Танк «Объект М906»

Боевая масса - 12,4 т; экипаж - 3 чел.; оружие: пушка - 76,2мм нарезная, пулемет - 7,62мм; броневая защита - противопульная; мощность двигателя -221 кВт (300л.с); максимальная скорость: по шоссе - 70км/ч, на плаву -10км/ч.

 

Форма и броневая защита башни соответствовали башне серийного танка ПТ-76. В правой части крышки люка над рабочим местом командира размещалась поворотная командирская башенка, в которой вместо центрального смотрового прибора ТПКУ устанавливался комбинированный (дневной - ночной) прибор наблюдения командира ТКН-2 и осветитель ОУ-3 со съемным инфракрасным фильтром. В кормовой части башни для эксплуатации танка в морских условиях над вентилятором башни крепился специальный фланец под установку воздухозаборной трубы.

 

Танк «Объект М906»

Танк «Объект М906»

 

Несмотря на более рациональную форму броневого корпуса, в процессе испытаний танк показал неудовлетворительную динамическую остойчивость на плаву. При достижении максимальной скорости движения на плаву с поднятым двухсекционным волноотражательным щитком носовая часть машины уходила под воду.

Танк «Объект М906», выпущенный в I квартале 1961г. на ВгТЗ в одном опытном образце, предназначался для проведения ходовых испытаний по специальной программе для проверки конструкции корпуса машины, изготовленного из броневых алюминиевых сплавов, с последующей реализацией проверенных технических и конструктивных решений на опытном танке «Объект 906». Он успешно прошел испытания во II квартале 1961г.

 

Чертеж корпуса танка «Объект М906»

Чертеж корпуса танка «Объект М906»

 

Компоновка танка «Объект М906» была выполнена по классической схеме с кормовым расположением МТО. В передней части корпуса находилось отделение управления, в средней - боевое, в котором размещались рабочие места командира танка, одновременно выполнявшего функции наводчика, и заряжающего. Для центрального смотрового прибора механика-водителя использовалась система гидропневматической очистки, по конструкции аналогичная системе, стоявшей на серийных танках Т-55 и испытанной на ПТ-76Б.

Броневая защита танка - противопульная. Сварной корпус машины изготавливался из броневых алюминиевых сплавов Д-20 (для броневых листовых деталей) и АЛ-19 (для литых деталей) и по своей форме практически повторял стальной корпус танка ПТ-76Б, за исключением наличия ступенчатой крыши (в районе МТО). Используемые броневые алюминиевые сплавы обладали лучшей стойкостью против коррозии в морской воде, чем сталь. Кроме того, за счет их использования масса корпуса оказалась на 1800кг меньше массы корпуса серийного ПТ-76Б.

 

Корпус танка «Объект М906» из алюминиевого броневого сплава Д-20

Корпус танка «Объект М906» из алюминиевого броневого сплава Д-20

 

Носовая часть корпуса состояла из трех листов: верхнего толщиной 20 мм, располагавшего под углом 80° от вертикали, среднего толщиной 30 мм под углом 55° и нижнего - 20 мм под углом 70°. Вертикальные бортовые листы корпуса имели следующие толщины: передний (по углом к продольной оси танка 10°) и средний - 30 мм, кормовой - 20 мм (под углом к продольной оси танка 45°), нижний борт - 25мм. Кормовая часть корпуса состояла из верхнего вертикального листа (20 мм) и нижнего листа (12мм), располагавшегося под углом 40° от вертикали. Крыша корпуса имела толщину 12мм. Лобовая броня корпуса обеспечивала защиту от пуль Б-32 калибра 14,5мм с дальности стрельбы свыше 100м, верхняя и нижняя бортовая броня - от пуль Б-32 калибра 7,62мм с дальности стрельбы 350 и 440м соответственно.

 

Сборка корпуса танка «Объект М906»

Сборка корпуса танка «Объект М906»

 

Для обеспечения необходимой жесткости днище корпуса в районе боевого отделения и отделения управления толщиной 8 мм было выполнено с продольными зигами. В районе МТО днище корпуса имело толщину 10мм. Литые кронштейны узлов подвески и приемные патрубки водометов приваривались к днищу по периметру, обеспечивая дополнительную жесткость. Подбашенный лист в районе установки опоры башни через пиллерсы опирался на балки днища и подкрылки.

В корпусе имелось три пояса жесткости: передний, моторный и трансмиссионный. По днищу и крыше корпуса проходили поперечные балки, выполненные из прессованных профилей (в конструкции корпуса широко использовались прессованные профили, которые полностью заменили штампованные детали). Детали, работавшие в условиях высоких нагрузок, изготавливались из стали. В целях предохранения поверхностей подкрылков корпуса от ударов гусениц, а также их износа (истирания) устанавливались стальные накладки.

Снаружи корпуса монтировались надгусеничные полки из алюминиевого сплава Д-20 и волноотражательный щиток. Конструкция волноотражательного щитка, механизма его подъема, а также механизма подъема крышки люка механика-водителя была аналогична конструкции соответствующих узлов танка ПТ-76Б. Сама крышка люка механика-водителя, его основание и обойма изготавливались из специальной стали.

 

Танк «Объект 906» с дизелем УТД-20

Танк «Объект 906» с дизелем УТД-20

Боевая масса-15т; экипаж-3чел.; оружие: пушка-85мм нарезная, пулемет - 7,62мм; броневая защита - противопульная; мощность двигателя - 22 кВт (300л.с); максимальная скорость: по шоссе - 75км/ч, на плаву- 10,6км/ч

 

Защита лобовой части корпуса опытной машины обеспечивала лучшую пулестойкость по сравнению с защитой серийного танка ПТ-76Б, а в отношении бортов была ему равноценна. В то же время корпус, сваренный из броневых алюминиевых листов, имел более высокую стойкость против осколков и взрывной волны.

Технология сварки и литья деталей из алюминиевого броневого сплава, отработанная при его изготовлении, использовалась при изготовлении броневых корпусов опытного танка «Объект 906» и последующих боевых машин конструкции ОКБ ВгТЗ и не имела существенных отличий от технологии изготовления стальных корпусов. Детали из алюминиевых сплавов легко подвергались обработке на металлорежущих станках и при сборке корпуса сваривались электродуговой сваркой в среде аргона.

Башня с вооружением, а также силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование были заимствованы у серийного плавающего танка ПТ-76Б.

Результаты проведенных испытаний показали, что корпус из алюминиевых сплавов обладал необходимой прочностью и жесткостью, а соединения съемных деталей корпуса, а также узлов и агрегатов, примененных в танке, имели еще и достаточную надежность.

 

Танк «Объект 906» с дизелем УТД-20.Танк «Объект 906»

Танк «Объект 906» с дизелем УТД-20.Танк «Объект 906»

 

Впоследствии на машине установили новую трансмиссию, изготовленную по типу облегченной трансмиссии танка «Объект 906». Она монтировалась в МТО вместе с форсированным до 221 кВт (300л.с.) двигателем 8Д6-300М. Это позволило провести исследования, касавшиеся вопросов кинематики и управляемости машиной на скоростях движения до 70км/ч, а также проверить другие конструкторские решения - по приводам управления, ходовой части и др., воплощенные впоследствии в танке «Объект 906».

 

Танк «Объект 906»

Танк «Объект 906»

 

Танк «Объект 906» разрабатывался на оригинальной базе ОКБ СТЗ (ВгТЗ) под руководством И.В. Гавалова с 1960г. Главной целью этой работы являлось создание плавающего танка с более мощным основным оружием, чем у танка ПТ-76Б. Ведущим конструктором машины являлся Ю.В. Шадрин. В 1961-1962гг. на ВгТЗ изготовили шесть опытных образцов плавающего танка, два из которых прошли испытания на НИИБТ полигоне в январе-августе 1963г. На вооружение танк не принимался.

 

Рабочее место механика-водителя танка «Объект 906»

Рабочее место механика-водителя танка «Объект 906»

 

Танк имел классическую схему компоновки с продольным расположением двигателя в корпусе. В состав экипажа входили три человека. Механик-водитель размещался в носовой части корпуса в отделении управления по продольной оси машины. В отделении управления, помимо сиденья механика-водителя, находились: рычаги и педали управления, два щитка контрольных приборов, рукоятка подъема волноотражательного щита, рентгенометр ДП-3, автомат системы ППО, аккумуляторные батареи, гирополукомпас ГПК-59, часть ЗИПа и другое оборудование. Для наблюдения за полем боя и вождения машины у механика-водителя в основании его входного люка устанавливались три смотровых прибора. Центральный смотровой прибор был оборудован системой гидропневмоочистки, аналогичной системе, стоявшей в серийном среднем танке Т-55. Для вождения танка в ночных условиях вместо центрального смотрового прибора монтировался прибор ночного видения ТВН-2Б.

 

Боевое отделение танка «Объект 906»

Боевое отделение танка «Объект 906»

 

В боевом отделении (в башне) размещались: пушка со спаренным пулеметом; узлы и агрегаты стабилизатора; механизм заряжания пушки; боеукладка; сиденья командира танка (справа от пушки) и наводчика (слева от пушки), снабженные для удобства работы спинками; дневной и ночной прицелы; приборы наблюдения; средства связи; вентилятор системы ПАЗ; вытяжной вентилятор; часть возимого ЗИПа и другое оборудование. Посадка и выход наводчика и командира танка из машины осуществлялись через один общий люк, располагавшийся в крыше башни и закрывавшийся броневой крышкой. Для наблюдения за полем боя наводчик пользовался двумя призменными смотровыми приборами ТИП-165, командир - комбинированным (дневной - ночной) прибором ТКН-2 с осветителем ОУ-ЗК и двумя приборами ТНП-165, располагавшимися во вращающейся командирской башенке, оснащенной системой командирского целеуказания и устанавливавшейся на правой стороне крышки входного люка.

 

Рабочее место командира танка «Объект 906»

Рабочее место командира танка «Объект 906»

 

Для удобства работы экипажа в боевом отделении имелся подвесной вращающийся пол, изготовленный из алюминиевого сплава, связанный с верхним погоном опоры башни тягами. По периметру вращающегося пола к ободу и тягам крепилась сетка высотой 300мм, предотвращавшая выпадение стреляных гильз пушки за его пределы.

В МТО устанавливались двигатель с обеспечивавшими его работу системами, узлы и агрегаты трансмиссии, водометные движители, водооткачивающие средства, тяги приводов управления, часть узлов и агрегатов систем ППО и ТДА.

Основным оружием танка являлась 85-мм нарезная пушка Д-58, с которой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ (с правой стороны). Пушка монтировалась в башне танка на щеках рамки с помощью съемных цапф люльки и оснащалась двухплоскостным стабилизатором «Звезда» с зависимой линией прицеливания, эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола, двухкамерным дульным тормозом и механизмом заряжания. Длина ствола пушки составляла 5670мм, давление пороховых газов в канале ствола достигало 304 МПа (3100 кгс/см2). Стопорение пушки по-походному осуществлялось с помощью штанги в положении, соответствовавшем углу возвышения +15°.

Лоток механизма заряжания. Сам механизм заряжания из ниши башни танка «Объект 906» демонтирован

Стабилизатор «Звезда» обеспечивал скорость горизонтальной наводки от 0,05 до 20град./с, по вертикали - от 0,05 до 4,5град./с. С его помощью пушка приводилась на постоянный угол заряжания после производства выстрела, а также поворачивалась башня танка при командирском целеуказании.

 

 

Лоток механизма заряжания. Сам механизм заряжания из ниши башни танка «Объект 906» демонтирован

 

При стрельбе из пушки прямой наводкой и спаренного пулемета днем использовался телескопический прицел ТШ2Б-8А, при стрельбе из пушки с закрытых огневых позиций - боковой уровень и азимутальный указатель, крепившийся на корпусе механизма поворота башни. Углы вертикальной наводки спаренной установки составляли от -5 до +20°. Для стрельбы ночью использовался ночной прицел наводчикаТПН-1 с осветителем Л-2А. Окулярные части обоих прицелов находились на одном уровне. Привод на зеркальную систему ночного прицела осуществлялся от кронштейна дневного прицела с помощью тяги. В дневных условиях объективная часть прицела ТПН-1 (головка) снималась и укладывалась внутри машины, а на ее месте устанавливалась быстросъемная броневая крышка.

Механизм поворота башни с двумя независимыми (ручным и электромоторным) приводами со сдающими звеньями, смонтированными в одном корпусе, располагался слева от пушки и крепился болтами к верхнему погону опоры башни.

 

Слева: рабочее место наводчика танка «Объект 906»; справа: установка 85-мм пушки Д-58. Справа от пушки расположен кронштейн под монтаж спаренного 7,62-мм пулемета СГМТ

Слева: рабочее место наводчика танка «Объект 906»; справа: установка 85-мм пушки Д-58. Справа от пушки расположен кронштейн под монтаж спаренного 7,62-мм пулемета СГМТ

 

Горизонтальный ленточный транспортер механизма заряжания пушки с электроприводом, рассчитанный на 15 выстрелов, находился в удлиненной нише башни. Для дистанционного управления процессом заряжания использовался специальный пульт управления.

В проекте машины вместо прицелов ТШ2Б-8А и ТПН-1 был предусмотрен вариант установки комбинированного бесподсветочного прицела ТПНБ. Использование этого прицела, кроме удобства работы, улучшения боевых качеств вооружения (за счет отсутствия подсветки), обеспечивало снижение массы прицельного комплекса на в кг, однако его установка потребовала изменения конструкции башни, люльки пушки и параллелограммного привода.

 

Схема броневой защиты танка «Объект 906»

Схема броневой защиты танка «Объект 906»

 

Продолжительность цикла одного заряжания составляла 5с. Скорострельность с использованием механизма заряжания достигала: максимальная (расчетная) очередью одним типом снаряда - 14выстр./мин, минимальная - 9выстр./мин.

В боекомплект пушки входили 40 унитарных выстрелов с бронебойными (8 шт.) и осколочно-фугасными (32 шт.) снарядами. Бронебойный снаряд, имевший начальную скорость 1000м/с, обеспечивал на дальностях стрельбы 1000 и 2000м пробитие вертикально установленной стальной броневой плиты толщиной 185 и 145мм соответственно. Дальность прямого выстрела этим снарядом составляла 1170м, а максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 13500м.

 

Чертеж корпуса танка «Объект 906» под установку дизеля УТД-20

Чертеж корпуса танка «Объект 906» под установку дизеля УТД-20

 

Боекомплект пушки размешался: 25 выстрелов - во вращающейся части боевого отделения (15 - в транспортере механизма заряжания, из них 8 - с бронебойными снарядами и 10 - в вертикальной боеукладке), по 6 выстрелов - в укладках правой и левой ниш корпуса танка и 3 выстрела - в укладке на моторной перегородке. Боекомплект спаренного пулемета составлял 2000 патронов, снаряженных в ленты и уложенных в пяти патронных коробках (одна из них крепилась в рамке станка пулемета).

Броневая защита танка - противопульная (противоосколочная). Корпус машины сваривался электродуговой сваркой в среде аргона из катаных броневых листов алюминиевого сплава АБТ-101 толщиной 8,10,12,20, 25 и 30мм. Лобовая броня корпуса обеспечивала защиту от пуль Б-32 калибра 14,5мм с дальности стрельбы свыше 100м, борт корпуса не пробивался пулей Б-32 калибра 7,62мм с дальностей свыше 350м, а его форма обеспечивала минимальное сопротивление движению машины на плаву.

 

Башня танка «Объект 906»

Башня танка «Объект 906»

 

Носовая часть корпуса состояла из трех броневых листов. Верхний лист толщиной 20 мм с боковыми скулами имел угол наклона от вертикали 77°, средний лист толщиной 30 мм устанавливался под углом 55° от вертикали и нижний, толщиной 20 мм, - под углом 70°. Вертикально расположенные верхние бортовые листы корпуса в носовой (под углом 10° к продольной оси машины) и средней части имели толщину 30 мм, кормовые - 20 мм (под углом 45° к продольной оси). Нижняя вертикальная часть борта изготавливалась из броневых листов толщиной 25мм. Кормовая часть корпуса состояла из верхнего вертикального листа толщиной 20 мм и нижнего 12-мм листа, установленного под углом 40° от вертикали. Крыша корпуса имела толщину 12мм. В районе установки опоры башни подбашенный лист с двух сторон был усилен кольцами и через восемь пиллерсов опирался на балки днища и подкрылки.

Для обеспечения необходимой жесткости днище корпуса в районе боевого отделения и отделения управления изготавливалось толщиной 8 мм с продольными зигами, а в районе МТО - толщиной 10мм. Литые кронштейны подвески и приемные патрубки водометов приваривавшиеся к днищу по периметру, дополнительно увеличивали его жесткость.

Схема поясов жесткости корпуса машины была аналогична схеме поясов жесткости танка «Объект М906». Конструкция волноотражательного щитка (с увеличенной до 480 мм шириной), механизма его подъема, а также механизма подъема крышки люка механика-водителя была аналогична конструкции соответствующих узлов танка ПТ-76Б. Как и на танке «Объект М906», крышка люка механика-водителя, его основание и обойма изготавливались из специальной стали.

Башня имела форму усеченного конуса с переменным углом наклона образующей к вертикали (от 50 до 40°) и развитую кормовую нишу. Она изготавливалась из стальных броневых листов марки 2П толщиной 8 и 15мм (двух лобовых, двух бортовых, крыши и листов днища) и обеспечивала защиту экипажа и внутреннего оборудования от бронебойных пуль Б-32 калибра 14,5-мм на дальностях 100-150м и калибра 7,62-мм - со всех дистанций обстрела. В лобовой части башни располагалась амбразура под установку пушки, справа и слева от которой были отверстия для спаренного пулемета и телескопического прицела. Снаружи амбразура пушки закрывалась маской, бронестойкость которой соответствовала бронестойкости лобовой проекции башни, и сверху - чехлом из ткани 23М, служившим для уплотнения зазоров между маской и рамкой. С внутренней стороны башни монтировались стальные щитки для удерживания свинцовых брызг от пуль, которые могли проникать через неплотности амбразуры.

Конструкция амбразуры спаренного пулемета отличалась от амбразуры танка ПТ-76Б наличием в ней улучшенного уплотнения, выполненного в виде шаровой опоры, которая через резиновый манжет крепилась к лобовой части башни. Амбразура прицела закрывалась специальным защитным стеклом, устойчивым к гамма-излучению.

В правом бортовом листе ниши башни имелось отверстие под установку вытяжного вентилятора, в левом - для выброса отсепарированной пыли из нагнетателя. Кроме того, на бортах башни приваривались четыре крюка для демонтажа и монтажа башни, а также поручни для десанта.

В крыше башни были сделаны вырезы: в левой части перед рабочим местом наводчика - под установку ночного прицела, в средней части - под входной люк, в кормовой части справа - под антенный ввод, слева - под лючок воздухопритока нагнетателя. В правой части крышки входного люка башни монтировалась вращающаяся командирская башенка из броневого алюминиевого сплава, а в ее левой части - две шахты под смотровые приборы наводчика. Для уравновешивания крышки люка и облегчения ее открывания служил торсион. Ниша башни в верхней части имела проем под установку механизма заряжания, который закрывался крышкой из алюминиевого сплава, крепившейся по периметру болтами.

Внутри нижней части корпуса башни вваривалось кольцо с отверстиями для крепления верхнего погона опоры башни. Для увеличения жесткости кольца к нему и к корпусу башни приваривались специальные ребра.

Наличие кормовой ниши под установку механизма заряжания пушки повысило уравновешенность башни, что положительно сказалось на ведении стрельбы на плаву.

Танк оснащался системами ПАЗ, УА ППО «Роса», ТДА и аварийной откачки воды. С целью защиты экипажа от ударной волны ядерного взрыва в боевом отделении были предусмотрены устройства, автоматически закрывавшие все отверстия при взрыве, а также стопорившие башню. Для вентиляции боевого отделения применялись вытяжной вентилятор осевого типа и нагнетатель центробежного типа, устанавливавшиеся, соответственно, на правом (в районе расположения командира) и левом (сзади наводчика) бортах башни. При работе нагнетателя в загерметизированном танке создавалось избыточное давление 0,49 кПа (0,005кгс/ см2), необходимое для защиты от проникновения радиоактивной пыли внутрь танка при преодолении очагов радиоактивного заражения. Дополнительно к прибору РБЗ-1М устанавливался рентгенометр ДП-3, позволявший измерять мощность радиоактивного излучения в пределах 0,1 -500 Р/ч.

Кроме того, для защиты экипажа от действия ОВ и токсичного пожаротушащего состава системы ППО рабочие места командира танка и наводчика оснащались средствами индивидуальной защиты. В состав защитного комплекта входили фильтр от общевойскового фильтрующего противогаза, шланг, полумаска и переключающее устройство.

Система УА ППО обеспечивала ручное включение и выключение вентиляторов боевого отделения. В ее состав входил автомат системы «АС», сигнализирующий о пожаре и наличии числа заряженных баллонов, осуществлявший остановку двигателя, поочередное срабатывание баллонов, 4-6 с задержку подачи смеси «3,5» в МТО и обеспечивавший ручное включение системы УА ППО. В танке монтировались семь термодатчиков, три из которых размещались в боевом отделении и четыре - в МТО.

В МТО первого изготовленного танка был установлен дизель 8Д.-6M мощностью 221 кВт (300л.с). В системе охлаждения использовались один эжектор и водяной радиатор с увеличенной площадью охлаждения, которые располагались по левому борту МТО (этот танк в настоящее время хранится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. - Прим. авт.).

На последующих машинах применялся дизель УТД-20 мощностью 221 кВт (300л.с). Пуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом (основной способ) или с помощью электростартера СТ-713 мощностью 11кВт (15л.с). Емкость четырех топливных баков (400 л.), располагавшихся в МТО, и двух дополнительных топливных баков емкостью 50 и 150л, размещавшихся снаружи на бортах корпуса, обеспечивали танку запас хода по шоссе 500 км. Все топливные баки были выполнены из алюминиевого сплава АМГ-6.

В системе воздухоочистки использовался двухступенчатый воздухоочиститель типа ВТИ. Система смазки двигателя - циркуляционная, принудительная, высокотемпературная. В ней применялись разогрев масла охлаждающей жидкостью из системы подогрева и фильтрация масла с помощью центрифуги, устанавливавшейся на двигателе. Расходная емкость масляного бака составляла 35л (общая - 90 л). Конструкция маслобака представляла собой один узел, в котором были объединены маслобак и подогреватель. Он размещался перед двигателем, слева от оси машины. Масляный радиатор устанавливался в правом эжекторе над водяным радиатором. Для облегчения прокачки масла в условиях низких температур масляный насос имел водяную рубашку, соединенную с системой подогрева двигателя.

 

Первый образец танка «Объект 906» с дизелем 8Д6М

Первый образец танка «Объект 906» с дизелем 8Д6М

 

Система охлаждения двигателя - жидкостная эжекционная, высокотемпературная, закрытого типа. Два эжектора с двумя радиаторами системы охлаждения располагались по бортам МТО. Такая установка эжекторов исключала рециркуляцию выхлопных газов. В правом эжекторе имелось эжекционное устройство для автоматического удаления пыли из воздухоочистителя.

В состав механической трансмиссии входили двухдисковый главный фрикцион, двухпоточный МПП бездифференциального типа, обеспечивавший пять передач переднего и одну передачу заднего хода, приводы к водометам и компрессору АК-150С и два однорядных простых бортовых редуктора. Главный фрикцион монтировался на маховике двигателя.

В корпусе МПП устанавливался на трех опорах (две опоры бугельного типа на оси грузового вала и одна - по оси ведущего вала). Рассматривался вариант прифланцовывания МПП к двигателю, но от этого отказались из-за исключения возможной унификации при его использовании на других машинах, предполагавшихся к созданию на базе данного танка.

Установка дизеля 8Д6М.Ленточные остановочные тормоза сухого трения с пластмассовыми накладками были вынесены из алюминиевого картера МПП. В приводе их управления, в отличие от привода остановочных тормозов в танке ПТ-76Б, где для торможения машины использовались рычаги управления, установили педаль тормоза.

Бортовые редукторы, выполненные по кинематической схеме бортовых редукторов танка ПТ-76, отличались от них величиной передаточного числа (5,09), а их корпуса изготавливались из алюминиевого сплава АЛ-19.

Трансмиссия обеспечивала совместную и раздельную работу гусеничного и водометного движителей. Привод к водометам осуществлялся от вала дополнительного привода МПП с помощью зубчатой муфты и не зависел от номера включенной передачи. Этим обеспечивалась возможность безостановочного входа танка в воду на любой передаче без обязательного перехода на низшую передачу, как это было на ПТ-76Б.

В конструкции водометов использовались серийные рабочие колеса насосов и направляющие аппараты, остальные их части подверглись конструктивным изменениям, направленным на снижение массы и повышение эффективности работы (уменьшили длину водометной трубы, привели все ее сечения к форме круга, для снижения гидравлических потерь увеличили радиус кривизны, а для увеличения силы тяги обеспечили прямолинейность выбрасываемой струи и др.). Расчетная долговечность водометного движителя возросла с 75 до 100ч.

Для управления танком на плаву служили заслонки типа «Секач», которые отличались от заслонок в танке ПТ-76Б наличием выносной опоры - кронштейна, крепившегося двумя призонными болтами и воспринимавшими осевую нагрузку от напора воды. Диаметр кормовых патрубков по сравнению с кормовыми патрубками танка ПТ-76Б был уменьшен с 340 до 250мм, что позволило сократить габариты заслонок и их массу. Для уменьшения фонтана брызг на кормовом листе корпуса по радиусу прокачки заслонок устанавливался отражательный козырек.

В системе подрессоривания танка применялась индивидуальная торсионная подвеска с телескопическими поршневыми гидроамортизаторами двухстороннего действия, которые монтировались на первых, вторых и седьмых узлах подвески. Максимальные касательные напряжения заневоленных торсионных валов составляли 953,2МПа (9720кгс/см2). При транспортировке танка самолетами Ан-12 передние и задние узлы подвески выключались с помощью специальных винтовых приспособлений, входивших в комплект ЗИП машины. При этом обеспечивалось жесткое соединение балансиров опорных катков с корпусом танка. Особенностью системы подрессоривания танка являлось встречное расположение балансиров седьмых узлов подвески.

В состав гусеничного движителя (применительно к одному борту) входили семь опорных и четыре поддерживающих односкатных катков с наружной амортизацией, направляющее и ведущее колеса, компенсирующее устройство и гусеница с ОМШ, заимствованная у танка ПТ-76. Для танка «Объект 906» была разработана, изготовлена и прошла испытания гусеница с последовательным РМШ. Трак гусеницы с РМШ (штампованный, с приварными гребнями) имел ширину 350мм и шаг 128мм. Среднее давление на грунт составляло 43,2кПа (0,44кгс/см2).

Опорные катки танков «Объект 906» и ПТ-76Б имели одинаковые размеры и посадочные места и поэтому в сборе были взаимозаменяемыми. Диски полых опорных катков изготавливались из алюминиевого сплава АМГ-6. Это позволило снизить массу опорного катка с 59,5 до 37 кг. Направляющие и ведущие колеса были заимствованы у танка ПТ-76Б без изменений. При использовании гусениц с РМШ устанавливались ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, отлитыми из стали КДЛВТ, и ступицами из алюминиевого сплава АЛ-19. В их конструкции предусматривалась возможность замены венцов без демонтажа ведущего колеса. При этом само ведущее колесо могло устанавливаться как на левый, так и на правый борт корпуса. Тип зацепления ведущего колеса с гусеницей с РМШ - цевочный, а способ передачи усилия в зацеплении - толкающий (с гусеницей с ОМШ - тянущий). Масса комплекта гусениц с РМШ (224 трака) составляла 1380кг.

Компенсирующее устройство предназначалось для автоматического натяжения гусеницы при движении машины с помощью специальных штанг, обеспечивавших кинематическую связь между направляющим колесом и первым опорным катком. При проведении испытаний была выявлена недостаточная эффективность компенсирующих устройств, так как применение нижних ограничителей ходов опорных катков приводило к отрыву гусеницы от катка при переезде вогнутых поверхностей, в особенности при движении задним ходом.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 24 В. Основными источниками электроэнергии служили две аккумуляторные батареи 12СТ-70 и генератор ВГ-7500 мощностью 5 кВт. Для обеспечения нормальной эксплуатации танка в условиях низких температур предусматривался электрический обогрев прицела, смотровых приборов, стекла защитного колпака механика-водителя и часов. Для дорожной сигнализации на танке монтировались пять габаритных фонарей (один из них на башне). Кроме того, имелись два фонаря желтого цвета для связи экипажа с пехотой. Для внешнего освещения использовались фары ФГ-102 и ФГ-100 с ИК-фильтром.

Для внешней связи в танке служила радиостанция Р-113, для внутренней - переговорное устройство ТПУ Р-120. В дальнейшем предполагалась замена средств связи на радиостанцию Р-123 и переговорное устройство ТПУ Р-124.

 

Информация взята из журналов «Русские Танки» и «Техника и Вооружение»

 

Танки

Первый Русский танк А.А. Пороховщикова

Царь-Танк

Проект танка В. Д. Менделеева

Танк «Щитоноска»

Броневые части Русской армии

Первые Иностранные Танки в России

Первые танки Советской Республики

Изучение Танкостроения в 1923-1924г.

Танк Т-16 и Т-18

Устройство танка Т-18

Производство танка Т-18

Танкетка Т-17

Маневренный танк Т-12

Модернизация танка МС-1/ Т-18

Основной танк сопровождения Т-19

От Танка Т-12 к Т-24

Маневренные танки Н. Дыренкова

Позиционный танк Т-30

Советско-Германская танковая школа

Закупки танков за границей в 1930г.

Плавающие Танки

Танк «Виккерс»

Рождение танка Т-26

Первый танк с радиостанцией

Танк ММ

Мобилизационный танк Т-34

Рождение танка БТ

Первые 45-мм пушки на танках

Модернизация танков Т-26 и БТ

Танк особого назначения ПТ-1

Средний танк Т-28

Танк Гроте

Танки которые небыли приняты на вооружение

Танк Т-35

Развитие танка из Т-35 в Т-39

Танковое вооружение на вторую пятилетку СССР

Колесно-гусеничный танк Т-43

«Танк Шитикова» – Т-37Б

Танк Т-38

Танк ТМ «Танк Молотова»

Танк КТ-26

Танк Т-46

Улучшенный танк ПТ-1А

Танк Т-28 и Т-29

Танк Т-26 выпуска 1936г

Установка на танки 76-мм пушки

Танк БТ-7

Танк БТ-7А 1935г.

Танк БТ-ИС на колесах, 1935г.

Танк Т-35

Недостатки танков в боях Испании

Танки находящихся в распоряжении У ММ РККА

Бои танков в Берлине и Грозном

Английские ромбовидные Танки Mk II Мк III Мк IV

Немецкий танк A7V

Немецкие танки Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121) и Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141)

Немецкий «Штурмтигр» и Английский танк AVRE

Испытания пушки Ф-32 и Л-11 на танках БТ-7 и Т-28

Принятие танка Т-34 на вооружение

Танк Т-34

Испытание танка Т-54 обстрелом

Противоминная стойкость танка Т-54

Борьба с пожаром в танке Т-54

Повышение защищенности танка Т-54

Танк «Объект М906»

Танк «Объект 907» (ПТ-76М)

Танк «Объект 911Б»

Танк ПТ-76 с ПТРК 9К11 «Малютка»

Танк Т-62

Модернизация танка Т-62М

Конструкция танка Т-62

Боевое применение танка Т-62

Истребитель танков ИТ-1 («Объект 150»)

Стрельба из истребителя танков ИТ-1

Прекращение производства истребителя танков ИТ-1 («Объект 150»)

Танк Т-90С

Танк Т-90С «Бишма» для Индии

Танк Т-90С для Малайзии

БТР

Русский Вездеход

Бронетракторы «Илья Муромец» и «Ахтырец»

Первые Бронеавтомобили

Вездеходные полугусеничные Бронеавтомобили

Первый Русский БТР

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

Танкетки

Танкетка «Виккерс»

Танкетка Т-27

БТР-80

Модификации БТР-80

Конструкция БТР-80

Боевое применение БТР-80

Самоходки

Самоходка ИСУ-152

Тактико-Технические характеристики самоходки ИСУ-152

Боевое применение самоходок ИСУ-152 и ИСУ-122

Самоходка СУ-85

Модернизация самоходки СУ-85

Конструкция самоходки СУ-85

Боевое применение самоходки СУ-85