ТАНКИ САМОХОДКИ БТР ПОДЛОДКИ ИСТОРИЯ

Противоминная стойкость танка Т-54

В 1954г. исследования противоминной стойкости были проведены применительно к танку Т-34-85, а в 1955г., впериодс21 июня по 30 ноября, испытания подрывом прошел танк Т-54. Кроме НИИБТ полигона, активное участие в данных работах принимал ГОСНИИ-582 Министерства общего машиностроения.

Основными задачами при испытании Т-54 на противоминную стойкость являлись:

- определение характера повреждений танка при подрыве противотанковых мин;

- определение массы зарядов противогусеничных мин, необходимых для разрушения гусениц танка;

-  оценка повреждений, которые могли получить члены экипажа при взрыве противотанковых мин.

 

Мина тротилового снаряжения с массой ВВ до 8кг (слева) и сосредоточенный заряд тротилового снаряжения с массой ВВ до 9,5кг.

Мина тротилового снаряжения с массой ВВ до 8кг (слева) и сосредоточенный заряд тротилового снаряжения с массой ВВ до 9,5кг.

 

 

Подрывы мин, сосредоточенных и удлиненных зарядов, разработанных и изготовленных в ГОСНИИ-582, проводились как под неподвижным, так и движущимся танком. Имитация движения осуществлялась путем натаскивания испытуемой машины на мину (тягачом со скоростью 6-8км/ч) с ввернутым в нее взрывателем ВТМВ.

 

Повреждения танка Т-54 при взрыве мины тротилового снаряжения с массой ВВ 6,5кг (перекрытие 1 /3 диаметра мины) и разрушение опорного катка танка Т-54 при взрыве мины с той же массой ВВ (перекрытие 1/2 диаметра мины). НИИБТ полигон, 1955г.

Повреждения танка Т-54 при взрыве мины тротилового снаряжения с массой ВВ 6,5кг (перекрытие 1 /3 диаметра мины) и разрушение опорного катка танка Т-54 при взрыве мины с той же массой ВВ (перекрытие 1/2 диаметра мины). НИИБТ полигон, 1955г.

 

Для снаряжения мин и сосредоточенных зарядов использовались такие ВВ, как тротил, тротил-гексоген (ТГ 50/50) и динамон.

 

Повреждения танка Т-54 при взрыве мины с массой ВВ 6 кг (полное перекрытие мины). НИИБТ полигон, 1955г.

Повреждения танка Т-54 при взрыве мины с массой ВВ 6 кг (полное перекрытие мины). НИИБТ полигон, 1955г.

 

При этом масса ВВ в снаряженных минах варьировалась в пределах от 4,3 до 9,5кг, а в удлиненных зарядах - от 1,68 до 2,16кг (собирались из тротиловых шашек, имевших массу 240г и размеры: диаметр 48мм, длина 88мм). Использование мин и сосредоточенных зарядов в снаряжении ВВ массой 9-9,5кг определялось необходимостью проверки их действия на танк в связи с поступлением в это время на вооружение армии США и стран НАТО противогусеничных мин аналогичной массы.

 

Разрушения ходовой части танка Т-54 при взрыве мины тротилового снаряжения с массой ВВ 4,5-4,7кг (полное перекрытие диаметра мины). НИИБТ полигон, 1955г.

Разрушения ходовой части танка Т-54 при взрыве мины тротилового снаряжения с массой ВВ 4,5-4,7кг (полное перекрытие диаметра мины). НИИБТ полигон, 1955г.

 

Изучение характера и степени воздействия взрыва мин на экипаж танка при испытаниях осуществлялось с использованием лабораторных животных (собаки и кролики), которых размещали на соответствующих рабочих местах. При этом особое внимание уделялось изучению характера поражений животных, располагавшихся в момент подрыва на месте механика-водителя. В процессе испытаний произвели 30 подрывов мин, сосредоточенных и удлиненных зарядов под гусеницами танка Т-54, из них шесть - с лабораторными животными.

Анализ и оценка характера разрушений, получаемых танком, производились в зависимости от типа и массы ВВ, а также от величины перекрытия мины гусеницей (1/3, 1/2, 3/5, 4/5 диаметра мины) и места ее установки (с наружной или внутренней стороны гусеницы, под опорным катком или между катками).

 

Слева направо: разрушения и повреждения ходовой части танка Т-54 при взрыве мины, снаряженной ТГ 50/50 (полное перекрытие диаметра мины); при взрыве мины с массой ВВ 8кг в мягком грунте под пятым левым катком (перекрытие 1/2 диаметра мины) и при взрыве мины с массой ВВ 6,5кг между опорными катками (перекрытие 1 /3 диаметра мины). НИИБТ полигон, 1955г.

Слева направо: разрушения и повреждения ходовой части танка Т-54 при взрыве мины, снаряженной ТГ 50/50 (полное перекрытие диаметра мины); при взрыве мины с массой ВВ 8кг в мягком грунте под пятым левым катком (перекрытие 1/2 диаметра мины) и при взрыве мины с массой ВВ 6,5кг между опорными катками (перекрытие 1 /3 диаметра мины). НИИБТ полигон, 1955г.

 

Так, например, подрыв мин, снаряженных тротилом массой до 6,5кг и установленных с внешней стороны, перебивали гусеницу танка Т-54 только при полном их перекрытии гусеницей. При взрыве мин с частичным перекрытием гусеницей (1/3,1/2, 3/5, 4/5 диаметра мины) гусеница полностью не перебивалась, а машина сохраняла способность к движению и могла вести огонь. При этом повреждения траков носили местный характер. Как правило, от трака (материал - сталь Г13), лежавшего над миной, и траков, с ним сопряженных, отбивались куски металла до обода опорного катка, а сам обод деформировался.

 

Разрушения ходовой части танка Т-54 при взрыве мины с массой ВВ 8 кг в грунте средней плотности. НИИБТ полигон, 1955г.

Разрушения ходовой части танка Т-54 при взрыве мины с массой ВВ 8 кг в грунте средней плотности. НИИБТ полигон, 1955г.

 

Деформации опорного катка и вырывы у траков увеличивались с ростом перекрытия мины. Однако, несмотря на это у траков сохранялись не менее двух целых проушин, и при движении машины гусеница не разрывалась.

Кроме повреждения траков при взрыве мин с массой ВВ до 6,5кг с вышеуказанными величинами перекрытия их гусеницами, танк получал значительные деформации левой и правой надгусеничных полок и ящиков с ЗИП и инструментом. В результате механик-водитель не мог открыть крышку своего люка, а наводчик -повернуть башню вправо на угол более 45-50° (при горизонтальном положении пушки), так как ствол упирался в надгусеничную полку.

 

Повреждения ходовой части танка Т-54 при взрыве мины массой 8кг в движении (перекрытие 1 /2 диаметра мины). НИИБТ полигон, 1955г.

Повреждения ходовой части танка Т-54 при взрыве мины массой 8кг в движении (перекрытие 1 /2 диаметра мины). НИИБТ полигон, 1955г.

 

После каждого подрыва мины требовалась замена катка: кроме деформации дисков и бандажей, как правило, выходили из строя и подшипники. В некоторых случаях имели место разрушение опор балансира, срез болтов их крепления и крышки торсиона. Кроме того, при каждом подрыве мины между крышкой и корпусом лопастного гидроамортизатора в небольшом количестве происходило вытекание жидкости.

Указанные повреждения ходовой части не приводили к остановке танка и выходу его из строя. После каждого подрыва пуск двигателя осуществлялся с первой попытки, и машина могла пройти 2,5-3км без замены разрушенных и поврежденных деталей. Только при полном перекрытии мины с массой ВВ 6 кг гусеницей последняя перебивалась, и танк временно терял способность к движению. Что касается других повреждений, то они практически были такими же, как и при взрыве мин с массой ВВ 5,5-6,5кг с перекрытием 1/2-4/5 диаметра мины.

 

Слева направо: повреждения ходовой части танка Т-54 при взрыве мины с массой ВВ 5,5кг между опорными катками (перекрытие 1/3 диаметра мины); при взрыве мины с массой ВВ 5,5кг под вторым от опорного катка траком (перекрытие 1/3 диаметра мины) и под третьим от опорного катка траком (перекрытие 1/3 диаметра мины). НИИБТ полигон, 1955г.

Слева направо: повреждения ходовой части танка Т-54 при взрыве мины с массой ВВ 5,5кг между опорными катками (перекрытие 1/3 диаметра мины); при взрыве мины с массой ВВ 5,5кг под вторым от опорного катка траком (перекрытие 1/3 диаметра мины) и под третьим от опорного катка траком (перекрытие 1/3 диаметра мины). НИИБТ полигон, 1955г.

 

При взрыве мин между опорными катками (особенно вне проекции катка) эффект их разрушающего действия резко повышался. В этом случае траки гусеницы перебивались полностью при взрыве мины с массой ВВ 5,5кг с перекрытием 1/3 ее диаметра.

Разницы в действиях мин, снаряженных тротилом и ТГ 50/50, при подрыве их под опорными катками не было. Мины с тротиловым снаряжением массой 8кг подрывались под опорными катками с перекрытием 1/2 диаметра мины в грунте средней плотности и в специально подготовленном мягком грунте.

При подрыве мины, установленной в грунт средней плотности, гусеница полностью перебивалась. Подрыв мины в мягком грунте не вызывал полного перебития гусеницы, а смежные траки имели соединение через две проушины. Это позволило сделать вывод, что мягкий грунт несколько снижал эффективность действия мин.

В ходе испытаний удлиненного заряда массой 2,04кг он подрывался под первым опорным катком. При этом гусеница оказывалась полностью перебитой, опорный каток - разбит, а из амортизатора вытекала жидкость. После подрыва было заменено шесть траков и один опорный каток.

При исследовании действия мин на движущийся танк было установлено, что взрыв мины происходил под первым опорным катком при перекрытии гусеницей 1/2 ее диаметра. В результате гусеница полностью не перебивалась, только у трех траков были выбиты куски металла на длине 200мм. При этом опорный каток

полностью разрушился, а на его оси срезало резьбу. Кроме того, была разбита фара наружного освещения. По характеру полученных повреждений ходовой части танка практической разницы в действии мин на неподвижный или движущийся со скоростью 6-8км/ч танк обнаружено не было.

 

Слева направо: повреждения ходовой части танка Т-54 при взрыве мины, снаряженной ТГ 50/50, между катками (перекрытие 1/3 диаметра мины); при взрыве заряда массой 9кг под первым левым катком (полное перекрытие диаметра мины) и под первым левым катком (перекрытие 1/2 диаметра мины).

Слева направо: повреждения ходовой части танка Т-54 при взрыве мины, снаряженной ТГ 50/50, между катками (перекрытие 1/3 диаметра мины); при взрыве заряда массой 9кг под первым левым катком (полное перекрытие диаметра мины) и под первым левым катком (перекрытие 1/2 диаметра мины).

 

От взрыва мин и сосредоточенных зарядов с массой ВВ до 9-9,5кг (аналога мин армий стран НАТО) у танка Т-54 разрушениям подвергались узлы ходовой части, днище и надгусеничные полки. Днище машины получало остаточные деформации или же разрушалось только при полном перекрытии 9-9,5 кг мины гусеницей при установке мины с внутренней стороны последней. Чаще всего подрыв мин происходил под первыми опорными катками, при этом в первую очередь разрушалось днище в районе отделения управления и получали повреждения узлы и детали, располагавшиеся в этом отделении (органы управления, аккумуляторные батареи и т.д.). Если же при взрыве мины днище оставалось не деформированным, то кроме повреждений в ходовой части и надгусеничных полок танк других повреждений не имел. Вооружение танка, как правило, оставалось исправным. После восстановления ходовой части и надгусеничных полок Т-54 мог выполнять боевую задачу. Тем не менее вероятность разрушения днища при подрыве на 9-9,5 кг минах потребовала от конструкторов более серьезного подхода к выбору толщин днища и его конструкции при проектировании новых, а также защиты уже изготовленных машин.

Из узлов ходовой части наиболее серьезные повреждения имели кронштейны осей балансиров. Необходимо отметить, что вынос второй опоры балансира из корпуса наружу отрицательно сказался на стойкости ходовой части танка к взрыву противотанковых мин. Выступающие части этого узла (опора балансира, выступающий конец торсиона, болты крепления ограничителя и опоры балансира и крышки торсиона), располагавшиеся на довольно близком расстоянии от взрывающихся мин из-за короткого балансира, подвергались сильному воздействию ударной волны. В результате эти детали разрушались или же изгибались. Поэтому при разработке новых танков вынос наружу опор балансиров, с точки зрения противоминной стойкости, был нежелателен.

 

Слева направо: разрушения кронштейна оси балансира, упора и ограничителя; прогиб днища; разрушения ходовой части танка Т-54 при взрыве динамоновогозаряда (перекрытие 1/2 диаметра мины). НИИБТ полигон, 1955г.

Слева направо: разрушения кронштейна оси балансира, упора и ограничителя; прогиб днища; разрушения ходовой части танка Т-54 при взрыве динамоновогозаряда (перекрытие 1/2 диаметра мины). НИИБТ полигон, 1955г.

 

При исследовании воздействия подрыва мин на экипаж с использованием лабораторных животных применялись мины с массой ВВ от5,5 до 9,0кг. Пять мин были снаряжены тротилом и одна мина -ТГ 50/50 массой 4,3кг. Как показали результаты испытаний, независимо от условий подрыва мин под гусеницами танка (за исключением подрывов мин, приведших к поражению днища) животные, размещавшиеся на рабочих местах членов экипажа, в большинстве случаев получали легкие повреждения. При поражении днища у них наблюдались средние повреждения, при наличии которых экипаж танка мог быть выведен из строя.

В своих выводах НИИБТ полигон рекомендовал КБ заводов, учитывая тяжелые повреждения, получаемые танками при взрыве противотанковых мин, организовать НИР по изысканию мероприятий по повышению противоминной стойкости ходовой части и особенно днища корпуса танка. Кроме того, в дальнейшем при проведении испытаний опытных броневых корпусов артиллерийским обстрелом предписывалось осуществлять контрольные подрывы 2-3 мин под днищем корпуса.

 

Информация взята из журналов «Русские Танки» и «Техника и Вооружение»

 

Танки

Первый Русский танк А.А. Пороховщикова

Царь-Танк

Проект танка В. Д. Менделеева

Танк «Щитоноска»

Броневые части Русской армии

Первые Иностранные Танки в России

Первые танки Советской Республики

Изучение Танкостроения в 1923-1924г.

Танк Т-16 и Т-18

Устройство танка Т-18

Производство танка Т-18

Танкетка Т-17

Маневренный танк Т-12

Модернизация танка МС-1/ Т-18

Основной танк сопровождения Т-19

От Танка Т-12 к Т-24

Маневренные танки Н. Дыренкова

Позиционный танк Т-30

Советско-Германская танковая школа

Закупки танков за границей в 1930г.

Плавающие Танки

Танк «Виккерс»

Рождение танка Т-26

Первый танк с радиостанцией

Танк ММ

Мобилизационный танк Т-34

Рождение танка БТ

Первые 45-мм пушки на танках

Модернизация танков Т-26 и БТ

Танк особого назначения ПТ-1

Средний танк Т-28

Танк Гроте

Танки которые небыли приняты на вооружение

Танк Т-35

Развитие танка из Т-35 в Т-39

Танковое вооружение на вторую пятилетку СССР

Колесно-гусеничный танк Т-43

«Танк Шитикова» – Т-37Б

Танк Т-38

Танк ТМ «Танк Молотова»

Танк КТ-26

Танк Т-46

Улучшенный танк ПТ-1А

Танк Т-28 и Т-29

Танк Т-26 выпуска 1936г

Установка на танки 76-мм пушки

Танк БТ-7

Танк БТ-7А 1935г.

Танк БТ-ИС на колесах, 1935г.

Танк Т-35

Недостатки танков в боях Испании

Танки находящихся в распоряжении У ММ РККА

Бои танков в Берлине и Грозном

Английские ромбовидные Танки Mk II Мк III Мк IV

Немецкий танк A7V

Немецкие танки Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121) и Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141)

Немецкий «Штурмтигр» и Английский танк AVRE

Испытания пушки Ф-32 и Л-11 на танках БТ-7 и Т-28

Принятие танка Т-34 на вооружение

Танк Т-34

Испытание танка Т-54 обстрелом

Противоминная стойкость танка Т-54

Борьба с пожаром в танке Т-54

Повышение защищенности танка Т-54

Танк «Объект М906»

Танк «Объект 907» (ПТ-76М)

Танк «Объект 911Б»

Танк ПТ-76 с ПТРК 9К11 «Малютка»

Танк Т-62

Модернизация танка Т-62М

Конструкция танка Т-62

Боевое применение танка Т-62

Истребитель танков ИТ-1 («Объект 150»)

Стрельба из истребителя танков ИТ-1

Прекращение производства истребителя танков ИТ-1 («Объект 150»)

Танк Т-90С

Танк Т-90С «Бишма» для Индии

Танк Т-90С для Малайзии

БТР

Русский Вездеход

Бронетракторы «Илья Муромец» и «Ахтырец»

Первые Бронеавтомобили

Вездеходные полугусеничные Бронеавтомобили

Первый Русский БТР

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

Танкетки

Танкетка «Виккерс»

Танкетка Т-27

БТР-80

Модификации БТР-80

Конструкция БТР-80

Боевое применение БТР-80

Самоходки

Самоходка ИСУ-152

Тактико-Технические характеристики самоходки ИСУ-152

Боевое применение самоходок ИСУ-152 и ИСУ-122

Самоходка СУ-85

Модернизация самоходки СУ-85

Конструкция самоходки СУ-85

Боевое применение самоходки СУ-85