ТАНКИ САМОХОДКИ БТР ПОДЛОДКИ ИСТОРИЯ

Повышение защищенности танка Т-54

Для повышения защищенности танка Т-54 в КБ завода №75 в соответствии с приказом министра транспортного машиностроения №42 от 28 февраля 1955г. развернулись ОКР по созданию термической дымовой аппаратуры (шифр «Дым»), которая предназначалась для постановки аэрозольной (дымовой) завесы вместо использования дымовых шашек БДШ-5. После проведения экспериментальных работ и подготовки чертежно-технической документации вначале 1956г. завод №75 установил опытную встроенную дымовую систему ТДА на Т-54А, получившем заводское обозначение «Объект 442».

 

Испытания встроенной системы ТДА на танке Т-54

Испытания встроенной системы ТДА на танке Т-54

 

В апреле-мае 1956г. танк «Объект 442» прошел заводские испытания, а августе того же года после доработки конструкции отдельных элементов системы ТДА - полигонные испытания. Результаты испытаний показали, что по сравнению с дымовой завесой, поставленной с помощью шашек БДШ-5, маскирующее действие завесы с использованием ТДА было более эффективным, а ее стойкость в отдельных случаях (в зависимости от погодных условий) - в 2 раза выше. Кроме того, система ТДА обеспечивала возможность не только регулировки продолжительности постановки завесы, но и многократность ее использования.

 

Танк Т-54 под желтой ленточной маской «Паучок» на расстоянии 80м.

Танк Т-54 под желтой ленточной маской «Паучок» на расстоянии 80м.

 

После проведения испытаний и последующей корректировки технической документации по встроенной системе ТДА в конце 1956г. ее передали с завода №75 на головной (по машине) завод №183. В соответствии с совместным решением Министерства транспортного машиностроения и ГБТУ от 9-20 сентября 1957г. завод №183 в октябре того же года изготовил пять танков Т-54Б с системой ТДА. В ноябре 1957г. эти машины успешно прошли контрольные испытания, по результатам которых система ТДА была рекомендована к серийному производству и с 1958г. стала устанавливаться на танке Т-55.

Другим средством снижения заметное танка при ведении боевых действий являлось использование различного рода маскировочных накидок. Несколько вариантов накидок, имевших наименование «Паучок», прошли испытания на танке Т-54. Они обеспечивали снижение заметности машины как непосредственно на поле боя, так и при расположении в танковом окопе.

В связи с развитием ядерного оружия в первой половине 1950-х гг. в КБ завода №75, опираясь на исследования, выполненные в Академии БТ и MB, приступили к изучению влияния факторов ядерного взрыва на танк и его экипаж, а также к изысканию путей повышения защитных свойств Т-54. В 1954г. были спроектированы отдельные элементы защиты и проведены экспериментальные работы по созданию противодавления в боевом отделении машины, для чего заказчик выделил заводу №75 два танка Т-54 выпуска 1954г., получивших заводское обозначение «Объект 440».

 

Танк Т-54 вне окопа, замаскированный брезентовыми полотнищами и маской «Паучок» из желтого покрытия №50/6x6 «П»

Танк Т-54 вне окопа, замаскированный брезентовыми полотнищами и маской «Паучок» из желтого покрытия №50/6x6 «П»

 

Защита экипажа и внутреннего оборудования от затекания ударной (взрывной) волны осуществлялась с помощью специальных заслонок, автоматически закрывавших все воздухопритоки, воздухоотводы и выпускные патрубки в момент ядерного взрыва. В качестве датчиков для выдачи сигнала на срабатывание исполнительных механизмов заслонок предполагалось использовать фотоэлементы, реагирующие на световое излучение, которые должны были размещаться на крыше танка. Время срабатывания системы защиты, состоявшей из реле и тяг с заслонками, не превышало 0,4 с. Фотоэлементы представляли собой селеновые приборы, малочувствительные к тряске и влажности. Для их защиты от воздействия солнечных лучей использовались светофильтры, а от механических и боевых повреждений - специальная защита.

Герметичность машин достигалась за счет установки специальных уплотнений и максимального уменьшения всех неплотностей в подвижных соединениях. Для фильтрации воздуха служила батарея центральных очистителей в виде специальных циклонов, обладавших достаточно высокой степенью очистки воздуха, малым гидравлическим сопротивлением и приемлемыми габаритами для размещения в танке. Применение циклонов было обусловлено возможностью автоматического удаления из бункеров отсепарированной пыли с помощью эжекторов, использовавших энергию отработавших газов двигателя. При этом наиболее пригодными для этих целей оказались плоские прямоточные циклоны с двумя улиткообразными направляющими аппаратами. В состав батареи входили 27 таких циклонов. Применение циклонов серийных танковых воздухоочистителей для первичной очистки воздуха оказалось невозможным, так как потребовалось бы 200 таких циклонов, для установки которых в танке просто не было места.

 

Танк Т-54 в окопе №13 с маскпокрытием «Паучок» (снимок сделан после производства пяти выстрелов)

Танк Т-54 в окопе №13 с маскпокрытием «Паучок» (снимок сделан после производства пяти выстрелов)

 

В собранном состоянии батарея центробежных очистителей монтировалась на крыше МТО танка над радиатором системы охлаждения двигателя вместо жалюзи. Степень очистки от дорожной и радиоактивной пыли составляла 96-97%, от горючей жидкости (напалма и т.п.) -100%. Часть очищенного воздуха использовалась для обдува радиаторов системы охлаждения двигателя и затем удалялась из МТО танка вентилятором системы охлаждения двигателя. Другая, меньшая часть воздуха после вторичной очистки от ОВ в фильтре-поглотителе подавалась в обитаемые отделения с помощью специального вентилятора, размещавшегося на перегородке МТО, с одновременным созданием и поддержанием в отделениях избыточного давления. Однако выявилась неравномерность распределения воздуха по отдельным элементам, вследствие чего снижалась эффективность очистки воздуха от пыли. Для выравнивания потока воздуха по циклонам потребовалась установка специальных жалюзи, что привело к некоторому возрастанию гидравлического сопротивления до 784 Па (80мм вод. ст.), не повлекшего за собой заметных ухудшений в работе радиатора системы охлаждения двигателя.

В системе вторичной очистки воздуха применялся противодымный фильтр из специальной рыхлой бумаги, который устанавливался в общем корпусе с серийным фильтром-поглотителем ФП-100. В целях размещения в малых габаритах большой фильтрующей поверхности бумажные листы были выполнены в виде гармошки и размещены в металлическом корпусе. Противодымный фильтр обеспечивал улавливание парообразных и мелкораспыленных частиц жидких ОВ, а также самые мельчайшие частицы дорожной пыли.

 

Схема системы ПАЗ танка «Объект 440»

Схема системы ПАЗ танка «Объект 440»

 

Выполненные экспериментальные работы на танках «Объект 440» подтвердили возможность защиты танкового экипажа и внутреннего оборудования от поражающего действия ударной волны на расстоянии, при котором сохранялась устойчивость машины. Установка всех защитных устройств потребовала незначительного дополнительного внутреннего объема танка Т-54, который можно было получить за счет уплотнения компоновки основных агрегатов и систем машины. Результаты работ в КБ завода №75 использовали при создании технического проекта системы ПАЗ с повышенными защитными свойствами от воздействия ударной волны.

В соответствии с приказом министра транспортного машиностроения №42 от 28 февраля 1955г. дальнейшие ОКР в этом направлении продолжились уже применительно к танку Т-54А. Целью работы являлось обеспечение сохранения боеспособности машины при воздействии на него ударной волны в радиусе 300-500м и более от эпицентра взрыва ядерного боеприпаса малого калибра (бомбы, 280-мм артиллерийского снаряда) или в радиусе 500м - при взрыве ядерного боеприпаса среднего калибра.

Технический проект танка Т-54А, оснащенного системой ПАЗ и получившего заводское обозначение «Объект 441», был готов в июле 1956г. После утверждения проекта в КБ завода №75 приступили к выпуску рабочих чертежей для изготовления опытного образца. Опытный образец танка «Объект 441» собрали в марте 1957г. В период с 11 по 16 апреля он прошел заводские и полигонные испытания.

В связи с тем, что с июля 1957г. на серийное производство был поставлен танк Т-54Б, КБ завода №75 до конца года доработало конструкторскую документацию по установке системы ПАЗ применительно к этой модификации и вначале 1958г. передало ее на завод №183. Однако серийно система ПАЗ на Т-54Б в первом послевоенном периоде не устанавливалась.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР №203-36 от 4 марта 1961г. в КБ завода №174 совместно с филиалом ВНИИ-100 и ЦНИИ-12 развернулись НИР по дальнейшему усилению противоатомной защиты средних танков. В КБ завода №174 под руководством главного конструктора А.А. Морова в 1962г. были разработаны мероприятия, обеспечивавшие повышение уровня защиты от проникающей радиации танков Т-54 обр. 1951г., Т-54А и Т-54Б. Опытные образцы этих машин имели заводское наименование «Объект 611» и отличались от базовых танков не только установкой системы ПАЗ, но и использованием специальных противорадиационных материалов (надбой и подбой), монтировавшихся как снаружи, так и внутри обитаемых отделений. Подбой (надбой) изготавливался в виде отдельных элементов, конфигурация которых обеспечивала их плотное прилегание к броневым деталям корпуса и башни. После проведения испытаний все предложенные мероприятия были рекомендованы к серийному производству. Однако их внедрение на танках Т-54 обр. 1951г., Т-54А и Т-54Б стало осуществляться только во втором послевоенном периоде при проведении капитального ремонта машин на заводах Министерства обороны.

Конструкция комбинированного фильтра-поглотителя

Необходимо отметить, что в корпус и башню танка Т-54 в процессе серийного производства также был внесен ряд изменений, не связанных с вопросами броневой защиты. В подавляющем большинстве случаев такие изменения вызывались соображениями удобства монтажа и демонтажа, обеспечения установки новых узлов и аппаратуры, удобства эксплуатации.

 

 

Конструкция комбинированного фильтра-поглотителя

 

В процессе испытаний пробегом были выявлены дефекты в корпусе и башне, которые можно разделить на две основные группы. К одной группе, наиболее многочисленной по количеству дефектов, относились недостатки, появлявшиеся в результате некачественного производства машины. Как правило, они были связаны с браком при сварке и возникали не систематически в разных узлах крепления навесных деталей - подкрылков, отбойных кулаков, шарнирных планок крышек ящиков ЗИП, кронштейнов дымовых шашек, ограничителей хода передних балансиров, рукояток запора крыши над радиатором и др.

Кроме дефектов из-за некачественной сварки, появление многих других характеризовалось отступлением от технических условий на изготовление и сборку. В качестве примера можно привести появление трещин на переднем кронштейне коробки передач. Введение в 1956г. наварки планок на вертикальные стойки не исключило появление трещин. К аналогичным дефектам можно отнести возникновение сквозной трещины в верхней части передней боковины рамы крепления двигателя, значительное отклонение от чертежных размеров нажимной чашки зубчатой втулки крепления подушки сиденья командира, что приводило к самопроизвольному опусканию сидения, а также трещины и местные разрушения направляющего аппарата вентилятора.

Вторую группу составляли дефекты конструктивного порядка. Характерным примером являлось разрушение по сварке как самого крепления, так и тела заднего кронштейна для крепления входного редуктора трансмиссии. Попытки устранить дефект путем улучшения технологии и качества сборки положительного результата не дали. И только изменение марки материала, конфигурации кронштейна с приваркой его непосредственно к днищу корпуса (а не к борту, как это было раньше) позволило решить эту проблему.

 

Информация взята из журналов «Русские Танки» и «Техника и Вооружение»

 

Танки

Первый Русский танк А.А. Пороховщикова

Царь-Танк

Проект танка В. Д. Менделеева

Танк «Щитоноска»

Броневые части Русской армии

Первые Иностранные Танки в России

Первые танки Советской Республики

Изучение Танкостроения в 1923-1924г.

Танк Т-16 и Т-18

Устройство танка Т-18

Производство танка Т-18

Танкетка Т-17

Маневренный танк Т-12

Модернизация танка МС-1/ Т-18

Основной танк сопровождения Т-19

От Танка Т-12 к Т-24

Маневренные танки Н. Дыренкова

Позиционный танк Т-30

Советско-Германская танковая школа

Закупки танков за границей в 1930г.

Плавающие Танки

Танк «Виккерс»

Рождение танка Т-26

Первый танк с радиостанцией

Танк ММ

Мобилизационный танк Т-34

Рождение танка БТ

Первые 45-мм пушки на танках

Модернизация танков Т-26 и БТ

Танк особого назначения ПТ-1

Средний танк Т-28

Танк Гроте

Танки которые небыли приняты на вооружение

Танк Т-35

Развитие танка из Т-35 в Т-39

Танковое вооружение на вторую пятилетку СССР

Колесно-гусеничный танк Т-43

«Танк Шитикова» – Т-37Б

Танк Т-38

Танк ТМ «Танк Молотова»

Танк КТ-26

Танк Т-46

Улучшенный танк ПТ-1А

Танк Т-28 и Т-29

Танк Т-26 выпуска 1936г

Установка на танки 76-мм пушки

Танк БТ-7

Танк БТ-7А 1935г.

Танк БТ-ИС на колесах, 1935г.

Танк Т-35

Недостатки танков в боях Испании

Танки находящихся в распоряжении У ММ РККА

Бои танков в Берлине и Грозном

Английские ромбовидные Танки Mk II Мк III Мк IV

Немецкий танк A7V

Немецкие танки Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121) и Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141)

Немецкий «Штурмтигр» и Английский танк AVRE

Испытания пушки Ф-32 и Л-11 на танках БТ-7 и Т-28

Принятие танка Т-34 на вооружение

Танк Т-34

Испытание танка Т-54 обстрелом

Противоминная стойкость танка Т-54

Борьба с пожаром в танке Т-54

Повышение защищенности танка Т-54

Танк «Объект М906»

Танк «Объект 907» (ПТ-76М)

Танк «Объект 911Б»

Танк ПТ-76 с ПТРК 9К11 «Малютка»

Танк Т-62

Модернизация танка Т-62М

Конструкция танка Т-62

Боевое применение танка Т-62

Истребитель танков ИТ-1 («Объект 150»)

Стрельба из истребителя танков ИТ-1

Прекращение производства истребителя танков ИТ-1 («Объект 150»)

Танк Т-90С

Танк Т-90С «Бишма» для Индии

Танк Т-90С для Малайзии

БТР

Русский Вездеход

Бронетракторы «Илья Муромец» и «Ахтырец»

Первые Бронеавтомобили

Вездеходные полугусеничные Бронеавтомобили

Первый Русский БТР

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

Танкетки

Танкетка «Виккерс»

Танкетка Т-27

БТР-80

Модификации БТР-80

Конструкция БТР-80

Боевое применение БТР-80

Самоходки

Самоходка ИСУ-152

Тактико-Технические характеристики самоходки ИСУ-152

Боевое применение самоходок ИСУ-152 и ИСУ-122

Самоходка СУ-85

Модернизация самоходки СУ-85

Конструкция самоходки СУ-85

Боевое применение самоходки СУ-85