ТАНКИ САМОХОДКИ БТР ПОДЛОДКИ ИСТОРИЯ

Принятие танка Т-34 на вооружение

В начале декабря 1939г. руководство АБТУ обратилось к начальнику Генерального штаба РККА командарму 1 -го ранга Б.М. Шапошникову с просьбой назначить дату проведения войсковых испытаний двух опытных образцов Т-34: «К 15 января 1940 года заводом №183 будут изготовлены два доработанных образца танков, которые по плану АБТУ РККА должны пройти войсковые испытания. Прошу об отдаче директивы по проведению войсковых испытаний танков А-34». Решением Генштаба на проведение войсковых испытаний было отведено два месяца, а их начало назначено на 25 января 1940г.

19 декабря в Кремле состоялось заседание Комитета обороны при СНК СССР, на котором был принят окончательный вариант Постановления №443сс «О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, арттягачей и о производстве их в 1940г.» Таким образом, этим документом танк Т-34 был принят на вооружение РККА, а базой для его серийного производства окончательно определены заводы № 183 и СТЗ. Танк А-20 на вооружение принят не был. По всей видимости, основной причиной, повлиявшей на такое решение, являлась общая тенденция отказа от колесно-гусеничных танков в пользу чисто гусеничных, связанная со сложностью изготовления и эксплуатации колесно-гусеничного движителя.

 

Первый танк Т-34

Первый танк Т-34

 

Необходимо отметить, что указанное постановление имело огромное значение не только в судьбе танка Т-34, но и в оснащении РККА новыми образцами вооружения и военной техники в целом. Кроме Т-34, этим постановлением были приняты на вооружение: танки KB, БТ-7М и Т-40; тракторы «Ворошиловец», СТ-2 и СТЗ-5; бронеавтомобиль БА-11, а также автомобили ГАЗ-61 и ЗИС-5. Приведем полный текст этого документа.

СОВ.СЕКРЕТНО

Постановление №443сс Комитета Обороны при СНК Союза ССР 19 декабря 1939г. Москва, Кремль

О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин. арттягачей и о производстве их в 1940 году. На основании просмотра и результатов испытания новых образцов танков, бронеавтомобилей и тракторов, изготовленных в соответствии с постановлениями Комитета Обороны за № 198сс от 7 июля 1938года и №118ссот 15 мая 1939года, КОМИТЕТ ОБОРОНЫ при СНК Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять на вооружение РККА:

I.  Танк «KB» - тяжелого бронирования, изготовленный Кировским заводом Наркомтяжмаша по тактико-техническим требованиям НКО, с устранением всех дефектов, обнаруженных при испытании. Танк должен быть вооружен:

а) пушкой Ф-32 76мм, спаренной с пулеметом калибра 7,62 в маске башни;

б) отдельным пулеметом калибра 7,62мм у радиста и

в) одним пулеметом калибра 7,62мм в нише башни. Обеспечить полную обзорность из танка.

II.  Танк Т-32 - гусеничный, с дизельмотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсредмаша, со следующими изменениями:

а) увеличить толщину основных броневых листов до 45мм;

б) улучшить обзорность из танка;

в) установить на танк Т-32 следующее вооружение:

1) пушку Ф-32 76мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62мм;

2) отдельный пулемет калибра 7,62мм у радиста;3) отдельный пулемет калибра 7,62мм;

4) зенитный пулемет калибра 7,62мм. Присвоить название указанному танку «Т-34».

III.  Танк БГ - с дизельным мотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсредмаша.

IV.  Танк Т-40 - плавающий, с торсионной подвеской, крупнокалиберным пулеметом, спаренным с пулеметом калибра 7,62мм, изготовленный заводом №37 Наркомсредмаша.

V. Дизельмотор В-2 - мощностью 450л.с, изготовленный заводом №75 Наркомсредмаша.

VI.  Трактор «Ворошиловеи» - (арттягач) с дизельмотором В-2, изготовленный на заводе № 183 Наркомсредмаша.

VII.  Трактор СТ-2 - (арттягач) с дизель-мотором, изготовленный Челябинским тракторным заводом Наркомсредмаша.

VIII.  Трактор СТЗ-5 - (арттягач), изготовленный Сталинградским заводом Наркомсредмаша.

IX. Бронеавтомобиль БА-11 на базе шасси ЗИС-6-К, с мотором в 90л.с, изготовленный Ижорским заводом Наркомсудпрома.

X. Легковой автомобиль ГАЗ-61 - с двумя ведущими осями, изготовленный Горьковским автозаводом им. Молотова Наркомсредмаша.

XI.  Грузовой автомобиль ЗИС-5 - с двумя ведущими осями.

2. Для обеспечения выпуска танков, тракторов и бронеавтомобилей на 1940 год и развития необходимых мощностей:

1) Обязать Наркомтяжмаш (тов. Малышева В.А.):

а) организовать на Кировском заводе производство танков «KB»;

б) выпустить в 1940 году 50 штук танков «KB», приступив к серийному выпуску с 1 января 1940 года;

в) отработать спаренную установку для танков «KB», состоящую из 76 и 45 мм пушек;

г) разрешить Кировскому заводу впредь до серийного выпуска пушек Ф-32 устанавливать на танк «KB» пушку 76 мм Л-11;

д) танк Т-28 после выполнения заказа 1939 года, в соответствии с постановлением Комитета Обороны № 198сс, с производства снять, оставив на Кировском заводе ремонт и производство запчастей к существующему парку машин Т-28.

2) Обязать Наркомсредмаш (тов. ЛИХАЧЕВА):

По заводу №183.

а) организовать производство танков Т-34 на Харьковском заводе № 183 им. Коминтерна;

б) изготовить 2 опытных образца танков Т-34 к 15января 1940года и установочную партию в количестве 10 штук-к 15 сентября 1940 года;

в) выпустить в 1940 году не менее 200 танков Т-34;

г) довести мощность завода № 183 по выпуску танков Т-34 на 1 января 1941 года до 1.600 штук;

д) впредь до полного освоения серийного выпуска танков Т-34 выпускать с 1 декабря 1939 года танк БТ с установкой на нем дизельмотора В-2;

е) изготовить на заводе №183 в 1940 году не менее 1.000танков БТ с дизельмотором В-2;

ж) в 1942 году снять с производства танк БТ с дизельмотором В-2, заменив его полностью Т-34;

3) поставить с 1 февраля 1940 года на серийное производство на заводе № 183 трактор «Ворошиловец» с дизельмотором В-2, выпустив в 1940 году 600 штук;

и) снять с 1 января 1940 года с производства завода № 183 трактор «КИН», оставив производство запчастей к существующему парку тракторов «КИН» впредь до освоения этого производства на других заводах.

По заводу №37.

а)  организовать производство танка Т-40 на заводе №37 им. С. Орджоникидзе;

б) изготовить к 1 марта 1940 года 3 опытных образца танка Т-40 и установочную партию в количестве 15 штук-к 1 августа 1940 года;

в) приступить к серийному выпуску танка Т-40с 1 октября 1940года, выпустив в 1940 году не менее 100 штук танков Т-40;

г) довести мощность завода №37по выпуску танка Т-40к 1 января 1941 года до 2.000 штук;

д)до освоения нового трактора на базе Т-40, оставить на производстве завода №37 трактор «Комсомолец», выпустив в 1940 году 2070 штук.

По заводу СТЗ

а) организовать на СТЗ в течение 1940 года производство танков на мощность - 2.000 танков в год;

б) выпустить в 1940 году 20 штук танков Т-34;

в) подготовить производство на СТЗ для выпуска в 1941 году -1.000 танков Т-34;

Прекратить подготовку производства на СТЗ к выпуску танков Т-26.

Наркомсредмаш (тов. Лихачеву И.А.) имеющийся задел, штампы, приспособления и инструменты использовать на заводе №174 для выпуска Т-26.

Представить в Комитет Обороны при СНК СССР обоснованный расчет неиспользуемых затрат по организации производства танка Т-26 на СТЗ для покрытия их за счет резервного фонда СНК СССР. По заводу №75.

а) выделить заводу №75 полностью для производства танковых дизелей В-2;

б) выпустить в 1940 году 2.700 дизелей В-2 и запчастей эквивалентно 300 дизельмоторам;

в) довести мощность дизельмоторного завода №75 к 1 января 1941 года до 8.000 дизелей в год;

г)  закончить в 1939 году доводку дизеля В-2 до мощности 650-700л.с.

По заводу №48. Организовать на Харьковском заводе №48 в 1939 году работу по установке дизельмотора В-2 в танках БТ-2-5-7, находящегося в парке РККА, выпустив в 1940 году не менее 50 модернизированных машин.

По заводу №174.

а) прекратить с 1 января 1941 года производство танков Т-26 на заводе № 174;

б) выпустить в течение 1940 года на заводе №174- 1.550 танков;

в) оставить завод № 174 как основную базу по производству запасных частей и агрегатов танка Т-26 для обеспечения существующего парка танков Т-26 в РККА.

По Челябинскому тракторному заводу.

а) организовать производство трактора СТ-2 (арттягач) на Челябинском тракторном заводе;

б) изготовить до 1 января 1940 года 10 опытных образцов СТ-2 и в 1940 году выпустить 1.500 штук тракторов СТ-2.

По Харьковскому тракторному заводу

а) организовать в 1940 году на Харьковском тракторном заводе производство тракторов СТЗ-5 (арттягач), переведя это производство со Сталинградского тракторного завода;

б) изготовить в 1940 году 4.000 тракторов СТЗ-5 (арттягач);

в) провести совместно с НКО испытание транспортных тягачей СТЗ с дизеля к 1 февраля 1940 года и результаты представить на утверждение Комитета Обороны.

По автозаводу им. Сталина

а) организовать на автозаводе им. Сталина производство шасси ЗИС-6-Кк бронеавтомобилю БА-11;

б)  изготовить и сдать Ижорскому заводу (НКСП) к 15 марта 1940 года 15 шт. этих шасси;

в) подготовить завод им. Сталина к серийному выпуску шасси ЗИС-6-К к 1 июня 1940 года;

г)  поставить с 1 октября 1940 года в серийное производство грузовой автомобиль - ЗИС-5 с обеими ведущими осями.

По автозаводу им. Молотова Организовать на автозаводе им. Молотова серийное производство легковых автомашин ГАЗ-61 с 1 октября 1940 года.3) Обязать Наркомсудпром (тов. ТЕВОСЯНА): По Ижорскому заводу

а) обеспечить изготовление на Ижорском заводе бронекорпусов и башен для Кировского завода: в 1940 году бронекорпуса и башни на выпуск 50 танков KB;

б) поставить для завода № 174 Наркомсредмаша корпуса и башни на выпуск 1.600 танков Т-26 по графику Наркомсредмаша, согласованного с Наркомсудпромом;

в) поставить бронедеталей для рембаз и ремзаводов Наркомсредмаша, Наркомтяжпрома и НКАТ союзных республик в количествах, соответствующих плану заказов НКО;

г) изготовить к 15 апреля 1940 года установочную партию бронеавтомобилей БА-11 в количестве 15 шт., устранив все отмеченные на испытаниях дефекты и обеспечив полную обзорность бронеавтомобилей;

д) закончить подготовку серийного производства бронеавтомобилей БА-11 к 1 июня 1940 года и после полного освоения технологии, выпускать БА-11 взамен БА-10, соответственно плану заказов НКО на 1940 год.

По Мариупольскому заводу а) изготовить и поставить с Мариупольского завода для завода № 183 Наркомсредмаша:

1) Броню для корпусов и башен машин ВТ с дизелем в количестве, обеспечивающем выпуск танков ВТ в 1940 году по графику Наркомсредмаша, согласованному с Наркомсудпромом;

2) Обеспечить бронедеталями ремзаводы и рембазы НКО, Наркомсредмаша, Наркомтяжпрома и Наркомобщмаша в количестве, потребном для выполнения плана заказов НКО на 1940 год.

3. Для обеспечения броней производства новых образцов танков обязать тов. САБУРОВА (Госплан СССР), тов. ТЕВОСЯН (Наркомсудпром), тов. МЕРКУЛОВА (Наркомчермет), тов. ЛИХАЧЕВА (Наркомсредмаш) представить к 10 января 1940 года в Комитет Обороны предложения по организации производства брони толщиной от 90 мм и ниже для танков: KB, Т-34, Т-40 и бронеавтомобилей.

В предложениях предусмотреть полное обеспечение выпуска танков и бронеавтомобилей как по плану мирного, так и военного времени, на основе использования существующих броневых и металлургических заводов.

4.  В соответствии с настоящим постановлением с 1 января 1941 года установить и оставить на производстве следующие типы танков:

1) тяжелый танк «KB»,

2) танк Т-34,

3) танк Т-40.

5.  Установить для серийного выпуска в 1940 году для каждого типа танков и бронеавтомобилей эталоном машину соответствующего типа, выпущенную 1 ноября 1939 года.

Изменения в машины в течение года вносить только с разрешения двух народных комиссаров - НКО и соответствующего промышленного наркомата.

6. В целях обеспечения повышенной проходимости автомашин -обязать Наркомсредмаш и НКО представить к 29 декабря 1939 года в Комитет Обороны предложения о порядке и сроках изготовления приспособлений к машине ЗИС-5 по типу вездехода, изготовленного заводом № 183 (Наркомсредмаш) (по заданию тов. Хрущева).

7.  Обязать НКО, Наркомсредмаш, Наркомтяжмаш, Наркомобщмаш и НКАТ РСФСР к 29 декабря 1939 года представить в Комитет Обороны конкретные предложения по организации производства запчастей на заводах наркоматов в количествах, обеспечивающих существующий парк танков и других машин Красной Армии.

8.  Наркомсредмаш, Наркомсудпром, Наркомнефтьпром и Наркомтяжмаш представить к 29 декабря 1939 года в Экономический Совет при СНК СССР:

а) дополнительные заявки на оборудование и строительство, необходимые для освоения новых образцов автобронетанкового вооружения и

б) на утверждение схему кооперации головных заводов по производству принятых на вооружение образцов.

9.  Обязать Госплан при СНК СССР в 2-недельный срок рассмотреть заявки и обеспечить производство машин фондами с учетом обеспечения установленных сроков выпуска автобронетанкового вооружения в 1940 году.

10.  В целях стимулирования ИГР и рабочих, занятых на производстве нового автотанкового вооружения, распространить по заводам Наркомсредмаша, Наркомсудпрома, Наркомнефтьпрома и Наркомтяжмаша премиальную систему, принятую по Наркомавиапрому постановлением СНК СССР №25 от 27 апреля 1939 года-

Наркомфину СССР выделить из резервного фонда СНК СССР на премирование отличившихся рабочих, служащих и ИТР по созданию опытных образцов автотанкового вооружения:

Наркомсредмашу - 1.500т.р.

Наркомсудостроению - 300т.р.

Наркомнефтепрому - 75т.р.

Наркомтяжмашу - 300т.р.

11. В соответствии с настоящем постановлением, утвердить план заказа НКО, НКВМФ и НКВД на 1940 год по бронетанковому вооружению, согласно приложению №1.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ОБОРОНЫ при СНК СОЮЗА ССР В. МОЛОТОВ СЕКРЕТАРЬ КОМИТЕТА ОБОРОНЫ при СНК СОЮЗА ССР И. САФОНОВ

Тем временем работы по изготовлению опытных А-34 и подготовке производства на 1940г. на заводах НКСМ и НКСП продолжались. В конце 1939г. на Мариупольском заводе им. Ильича закончили два комплекта бронедеталей для опытных танков А-34, которые сразу же были отправлены на завод №183 для сборки.

Опыт изготовления этих бронедеталей показал, что штамповка и правка бронелистов занимала чрезвычайно много времени - около 60 прессо-часов на один комплект. Как выяснилось, наиболее трудоемкими оказались носовая деталь корпуса, а также лобовые и боковые детали башни. Несмотря на то, что в постановлении Комитета обороны №433 производитель бронедеталей для танка Т-34 на 1940 г. определен не был, руководство Мариупольского завода понимало, что на эту роль скорее всего будет выбрано именно их предприятие, и поэтому предприняло ряд мер.

Были проведены предварительные расчеты по задолженности оборудования под программу в 250 комплектов бронедеталей в год, которые показали, что на имеющемся оборудовании выполнить программу по Т-34 в 1940 г. при существующей конструкции броне деталей практически невозможно. Руководство завода незамедлительно проинформировало об этом 7-е Главное управление НКСП, отвечавшее за изготовление танковой брони, приложив перечень недостающего оборудования.

Стоит заметить, что в конце 1930-х гг. Мариупольский завод им. Ильича был прежде всего заводом металлургическим, находившимся в ведомстве Наркомата судостроительной промышленности, и выполнение программы по танковой броне не являлось для него основной задачей. В начале 1939г., в связи с увеличением заказов на бронедетали для танков БТ-7, Комитет обороны принял постановление №63сс о реконструкции на Мариупольском заводе цеха №5, занимавшегося изготовлением и механической обработкой бронедеталей для танков БТ, и о строительстве на заводе нового танкового цеха, получившего наименование «Объект 20».

Однако к концу 1939г. работы по реконструкции и строительству цехов завершены не были. По различным причинам окончание строительных работ затягивалось на неопределенный срок. Осознавая важность сложившейся на заводе обстановки, старший военный представитель на Мариупольском заводе военинженер 2-го ранга Г.И. Зухер на протяжении декабря 1939г. неоднократно обращался в АБТУ с просьбой добиться от НКСП ускорения строительства и реконструкции танковых цехов. В качестве примера приведем текст одного из писем: 20.12.39 № 158 с/с

 

Военному Комиссару АБТУРККА бригадному комиссару т. Куликову Пом. Начальника АБТУ РККА полковнику Панфилову

Направляю проект письма на имя Наркома Судостроительной Промышленности, прошу подписать и направить.

Докладываю, что произведенными Заводом предварительными подсчетами установлено, что для обеспечения выполнения программы по А-34 на 1940 год необходимо установить дополнительное оборудование, а именно: горизонтально-расточных станков - 4; вертикально-расточных - 2; вертикально-фрезерных - 4; продольно-строгальных - 2; вальцов конических - 2; цилиндрических - 4-5. Особенно необходима установка пресса одного. Таковой имеется на Заводе, но намечается к использованию для осадки слитков; пресс новый, еще не установленный.

Это данные предварительных расчетов на программу в 250 шт. Но если Главк будет оперировать этими данными, что бы доказать невозможность выполнения программы, то прошу учесть, что все эти потребности несколько завышены, при установке хотя бы 50% этого оборудования с использованием имеющегося на Заводе, указанную выше программу безусловно можно выполнить.

Сейчас необходимо самым решительным образом ставить вопрос об ускорении работ по реконструкции цеха 5. Начальнику АБТУ в октябре был выслан директором Завода график окончания работ по реконструкции, но все указанные там сроки сорваны.

Из проекта письма на имя Наркома Судостроительной Промышленности ясно положение дел со стройкой.

В дополнение к моему письму № 157 с/с сообщаю, что сегодня на Завод прибыл Зам. Нач. 7 Гл. Управления, который заявил, что в титуле строительства на 1940 год по Мариупольскому заводу окончание стройки танкового цеха (объект 20) - не предусмотрено.

Все это еще раз ставит вопрос об угрозе программе А-34 как на 1940, так и на 1941 год.

Приложение: Проект письма на имя НКСП.

Ст. Военпред АБТУ Военинженер 2 ранга Зухер.

В приложенном проекте письма в НКСП содержались требования об ускорении строительных работ, а также о скорейшем обеспечении Мариупольского завода всем необходимым для танкового производства оборудованием. Несмотря на настойчивость старшего военпреда Г. И. Зухера, внесшего немалый вклад в дело освоения производства бронедеталей танка Т-34 в 1940-1941гг., до конца 1939г. вопросы, связанные с развертыванием программы по Т-34 на Мариупольском заводе, так и не были решены.

В конструкторском бюро завода № 183 продолжали доводить чертежи и другую конструкторскую документацию по двум опытным танкам Т-34, составлялись технические условия на сборку, сварку и приемку этих машин. В середине месяца опытный цех приступил к сборке одного из образцов.

В декабре 1939г. состоялись два выезда догруженного А-32 №0367-7, в ходе которых были выяснены эксплуатационные возможности танка в зимний период. Данные испытаний были включены в отчет №066:

Дополнительные данные к отчету по испытанию танка А-32. догруженного до веса 24-х тонн:

1.  В зимних условиях, по мерзлой грунтовой дороге, покрытой до 200мм снегом, танк прошел 141км.

2. Движение танка производилось со следующими средним скоростями: чистого движения - 29км/ч; техническая - 28,3км/ч; тактическая - 21,9км/ч.

3.  Расход ГСМ при этих условиях определился следующим:

На 1 час работы мотора: горючего - 52 литра, масла - 3,18 литра. На 1км пройденного пути: горючего - 1,9 литра, масла -0,12 литра.

 

4. Температурный режим мотора приведен ниже в таблице.

Характеристика пути

Скорость

чистого

движения

Средняя

температура окружающего

воздуха

Температура в °С

Максимальная

Средняя

 

Вовы

Масла

 

Воды

Масла

вход

выход

 

вход

выход

Мерзлый грунт покрыт

до 200мм снегом

29 км/час

-4,2°

85

80

95

66,5

69,5

83

 

5. При преодолении подъемов танк показал следующие результаты:

а) подъем 18" длиною 42 метра танком преодолевается на 1-й и 2-й передачах.

б) подъем 21' танк в состоянии преодолеть на 1-й передаче на длине 10-ти метров, а на 2-й передаче на длине 13-ти метров.

Полный перечень опытных работ, проведенных на заводе №183 в декабре 1939г., приведен в сводке старшего военпреда Д.Г. Козырева:

СВОДКА ПО ОПЫТНЫМ РАБОТАМ ЗА ДЕКАБРЬ МЕСЯЦ 1939г.

I.  Конструкторское бюро:

а) Производились доработки чертежей по маш. А-34.

б)  Велась доработка рабочих чертежей по маш. А-20, которая будет закончена в январе 1940г.

в) Уточнялись и дорабатывались чертежи отдельных узлов вездехода (33 машины).

II.  Механический цех и сборка.

1.  Изготовление деталей и сборка агрегатов по машине А-34. В настоящее время состояние по этой машине следующее:

а) Корпус машины находится на сборке - проводится укладка тяг и приводов.

б)  Большинство агрегатов трансмиссии и ходовой части собраны.

в) Задержка выпуска машины может произойти вследствие отсутствия погона и системы Л-11.

г)  К прокрутке машина может быть готова 7-8 января 1940г. Срок окончательной готовности машины будет зависеть от наличия вышеуказанных деталей.

2.  Изготовление ряда деталей по машине А-20 которая должна быть восстановлена с усиленной трансмиссией - колесного хода в январе мес. 1940г.

3.  Изготовлялось ряд деталей и собирались агрегаты трактора «ВОРОШИЛОВЕЦ».

4.  Приступили к изготовлению механического серво по маш. А-7М.

III.  Опытный цех (540)

1.  Производилось испытание гарантийной маш. А-7, отчет по которой будет написан в январе 1940г.

2.  Было два выезда на маш. А-32, догруженной до веса А-34, в условиях снежного покрова. В результате испытаний было выяснено, что машина в зимних условиях берет одинаковые подъемы с маш. А-7(18°). При угле подъема 19° на первой передаче машина буксует, на второй передаче с разгона глохнет мотор.

3.  Производились испытания отдельных опытных деталей и узлов установленных на маш. А-7.

Ст. Военпред АБТУ РККА Военинженер 2 ранга КОЗЫРЕВ Военпред АБТУ РККА Военинженер 3 ранга БАЙКОВ.

Подводя итоги событиям 1939г., связанным с танком T-34, необходимо отметить следующие наиболее важные моменты:

-  принятие на вооружение РККА танка T-34;

- окончательное решение вопроса о выборе базы для его серийного выпуска в пользу завода №183 и CT3;

-  принятие производственного плана на 1940г., выраженного в количестве 220 машин.

 

Информация взята из журналов «Русские Танки» и «Техника и Вооружение»

 

Танки

Первый Русский танк А.А. Пороховщикова

Царь-Танк

Проект танка В. Д. Менделеева

Танк «Щитоноска»

Броневые части Русской армии

Первые Иностранные Танки в России

Первые танки Советской Республики

Изучение Танкостроения в 1923-1924г.

Танк Т-16 и Т-18

Устройство танка Т-18

Производство танка Т-18

Танкетка Т-17

Маневренный танк Т-12

Модернизация танка МС-1/ Т-18

Основной танк сопровождения Т-19

От Танка Т-12 к Т-24

Маневренные танки Н. Дыренкова

Позиционный танк Т-30

Советско-Германская танковая школа

Закупки танков за границей в 1930г.

Плавающие Танки

Танк «Виккерс»

Рождение танка Т-26

Первый танк с радиостанцией

Танк ММ

Мобилизационный танк Т-34

Рождение танка БТ

Первые 45-мм пушки на танках

Модернизация танков Т-26 и БТ

Танк особого назначения ПТ-1

Средний танк Т-28

Танк Гроте

Танки которые небыли приняты на вооружение

Танк Т-35

Развитие танка из Т-35 в Т-39

Танковое вооружение на вторую пятилетку СССР

Колесно-гусеничный танк Т-43

«Танк Шитикова» – Т-37Б

Танк Т-38

Танк ТМ «Танк Молотова»

Танк КТ-26

Танк Т-46

Улучшенный танк ПТ-1А

Танк Т-28 и Т-29

Танк Т-26 выпуска 1936г

Установка на танки 76-мм пушки

Танк БТ-7

Танк БТ-7А 1935г.

Танк БТ-ИС на колесах, 1935г.

Танк Т-35

Недостатки танков в боях Испании

Танки находящихся в распоряжении У ММ РККА

Бои танков в Берлине и Грозном

Английские ромбовидные Танки Mk II Мк III Мк IV

Немецкий танк A7V

Немецкие танки Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121) и Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141)

Немецкий «Штурмтигр» и Английский танк AVRE

Испытания пушки Ф-32 и Л-11 на танках БТ-7 и Т-28

Принятие танка Т-34 на вооружение

Танк Т-34

Испытание танка Т-54 обстрелом

Противоминная стойкость танка Т-54

Борьба с пожаром в танке Т-54

Повышение защищенности танка Т-54

Танк «Объект М906»

Танк «Объект 907» (ПТ-76М)

Танк «Объект 911Б»

Танк ПТ-76 с ПТРК 9К11 «Малютка»

Танк Т-62

Модернизация танка Т-62М

Конструкция танка Т-62

Боевое применение танка Т-62

Истребитель танков ИТ-1 («Объект 150»)

Стрельба из истребителя танков ИТ-1

Прекращение производства истребителя танков ИТ-1 («Объект 150»)

Танк Т-90С

Танк Т-90С «Бишма» для Индии

Танк Т-90С для Малайзии

БТР

Русский Вездеход

Бронетракторы «Илья Муромец» и «Ахтырец»

Первые Бронеавтомобили

Вездеходные полугусеничные Бронеавтомобили

Первый Русский БТР

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

Танкетки

Танкетка «Виккерс»

Танкетка Т-27

БТР-80

Модификации БТР-80

Конструкция БТР-80

Боевое применение БТР-80

Самоходки

Самоходка ИСУ-152

Тактико-Технические характеристики самоходки ИСУ-152

Боевое применение самоходок ИСУ-152 и ИСУ-122

Самоходка СУ-85

Модернизация самоходки СУ-85

Конструкция самоходки СУ-85

Боевое применение самоходки СУ-85