ТАНКИ САМОХОДКИ БТР ПОДЛОДКИ ИСТОРИЯ

Бои танков в Берлине и Грозном

История действий наших танков в боях при штурме Берлина еще не написана. Официальная же точка зрения достаточна спорна. Так, в «Истории бронетанковых и механизированных войск Советской армии» говорится: «Особенность действий войск при ликвидации противника, окруженного в районе Берлина, в отличие от ранее проведенных операций, заключалась в том, что наряду с общевойсковыми соединениями и танками непосредственной поддержки пехоты в боевых действиях на внутреннем фронте окружения принимали участие четыре танковые армии (1,2, 3 и 4-я гвардейские).

Во всех прежних операциях танковые армии, а также танковые и механизированные корпуса после завершения окружения обычно переходили

на внешний фронт окружения с тем, чтобы преградить путь резервам противника к его окруженным войскам.

Применение четырех танковых армий на внутреннем фронте окружения было обусловлено тем, что в составе окруженных вражеских войск имелись значительные танковые силы, а на внешнем фронте гитлеровское командование не располагало крупными оперативными резервами, способными ударами извне оказать помощь своим окруженным войскам».

На самом деле в Берлине не было «значительных танковых сил». Зато наши танки, включая тяжелые, ожидали сотни немецких противотанковых и зенитных орудий, а также многие тысячи реактивных гранатометов.

 

Разрушенный Рейхстаг

Разрушенный Рейхстаг

 

Советские танковые части при разумном использовании могли окружить город и, наступая далее на запад и юг, занять значительные территории, которые, согласно соглашениям, должны были войти в советскую зону оккупации. Но из-за того, что наши войска были прикованы к Берлину, многие районы в нашей зоне заняли американцы. Характерный пример - Тюрингия, где янки хозяйничали несколько недель и откуда вывезли огромное количество военной техники и оборудования с ракетных и артиллерийских заводов. Кстати, занятые американцами территории советской зоны стали важным козырем западной дипломатии на послевоенных переговорах.

Что же касается окруженного Берлина, то он мог быть за неделю-две разрушен огнем тяжелой артиллерии и бомбардировками с воздуха. Как уже говорилось, почти все орудия зенитной артиллерии были сняты с позиций и переведены на танкоопасные направления, а истребительная авиация ПВО к маю 1945г. фактически была уничтожена.

В ряде источников цитируется неизвестно откуда взятая фраза, приписываемая Сталину: «Война заканчивается. Не жалейте танки в боях на улицах Берлина, нужно максимально сохранить людей. А танки все равно пойдут в переплавку».

 

Колонна Советских танков

Колонна Советских танков

 

Лично я очень сомневаюсь в достоверности этой фразы. Зато хорошо известно, что, принимая то или иное решение, Сталин предварительно штудировал груды книг и документов и советовался со специалистами. Другой вопрос, что специалисты иной раз были явно не те. На них-то и лежит вина за «берлинский танковый погром».

Точное число уничтоженных в битве за Берлин советских танков неизвестно. Все без исключения авторы этот вопрос обходят стороной. В различных документах приводятся данные лишь об отдельных частях. Так, 2-я гвардейская танковая армия к 15 апреля 1945г. имела в строю 685 танков и САУ. Из них до 2 мая было потеряно 576 машин, из которых от боевых повреждений - 554, а от прочих причин - 22. Потери танков и САУ распределялись следующим образом: от артогня, включая гранатометы, - 500, от мин и фугасов - 25, от авиации - 29. Безвозвратные потери составили 209 машин, то есть 30,5% от состоявших в строю к началу операции танков и САУ. Сгорело 136 машин.

К началу Берлинской операции 8-й гвардейский механизированный Прикарпатский корпус располагал 145 танками и САУ. До 3 мая было потеряно 158 машин. Обратим внимание: потеряно 109% бронетехники от первоначального состава, что связано с непрерывными поступлениями подкреплений уже с началом операции. Потери от боевых повреждений составили 150 машин, а остальные пришлись на технические неисправности. Безвозвратно потеряно 87 машин.

11-й гвардейский Прикарпатский танковый корпус к 15 апреля 1945г. имел 199 танков и САУ. К 3 мая были потеряны 182 машины, то есть 86%. Из них 171 машина потеряна от боевых повреждений, а 11 - от технических неисправностей. При этом 117 единиц бронетехники потеряны безвозвратно.

По этим данным нетрудно представить потери других танковых и механизированных соединений.

Замалчивание танковых потерь в Берлинской операции привело к тому, что и в последующие60 лет наши военачальники были уверены, что средние и особенно тяжелые танки являются весьма эффективным оружием в городских боях.

Танки в бою за Грозный

В новогоднюю ночь 1995г. российские танки с трех сторон ворвались в Грозный, танки встретил шквал огня. Из подвалов и нижних этажей зданий били гранатометы, с верхних этажей и крыш летели гранаты и баки с напалмом.

Только 131 -я бригада в бою за Грозный потеряла 20 танков из 26, из 120 бронетранспортеров - 102, были уничтожены и все шесть ЗСУ «Тунгуска». По официальным, но далеко не полным данным, только в январе 1995г. федеральные части безвозвратно потеряли 225 единиц бронетехники, в том числе 62 танка.

Первые недели над Грозным висела облачность высотой 6-7км. Но и позже истребители-бомбардировщики Су-24 могли поражать цели бомбами с точностью -150м. При этом управляемые ракеты Х-29 и Х-25 и неуправляемые С-25 имели радиус поражения 280-480м. Надо ли говорить, какие потери от своей авиации несла наша пехота, действовавшая в непосредственной близости от противника.

Тем не менее весь опыт Второй мировой войны показывал неэффективность действий танков в крупных городах, за исключением, конечно, случая боев с морально неустойчивым противником.

 

Разбитые танки в Грозном

Разбитые танки в Грозном

 

Почему лучшие в мире для своего времени танки в 1945г. и 1995г. били как хотели мальчишки из гитлерюгенда и дудаевских формирований? Дело в том, что и ИС-2 с нарезной 122-мм пушкой, и Т-72 со 125-мм гладкой пушкой хороши лишь для боя на открытых пространствах.

Но в городе такие танки становятся легкой добычей. Так, пушки современных танков не могут стрелять под углом выше 15°, а навесная стрельба из них вообще исключена. А фугасные снаряды танковых пушек калибра от 76 до 125мм содержат слишком мало взрывчатого вещества (ВВ) и слабы для разрушения крупных каменных строений.

20 февраля 1995г. министр обороны Павел Грачев заявил: «Без действия танков Грозный взять бы не удалось». Совершенно правильно, но для этого нужны не обычные, а специальные штурмовые танки.

Первые штурмовые танки

Первые штурмовые танки для боев в городе были созданы в СССР в 1936г. на базе танка БТ-5. Помимо основного вооружения - 45-мм танковой пушки 20 К - они вооружались двумя 245-мм ракетами с фугасными боевыми частями. Стартовый вес таких ракет составил 250кг. В том же 1936 году 245-мм ракеты по проекту инженера Тверского были установлены на танке БТ-5. Две ординарные пусковые установки располагались по бокам башни танка. Вертикальное наведение производилось специальным подъемным механизмом, а горизонтальное - поворотом башни. 245-мм ракеты получили название танковых торпед. Перед применением торпед производилась предварительная пристрелка 45-мм танковой пушкой и вводился поправочный коэффициент при помощи переходных таблиц. Максимальная дальность стрельбы составляла 1500м. Торпеды предназначались для поражения бронированных и бетонных фортификационных сооружений.

На вооружение танковая торпеда принята не была, так как имела много конструктивных недоработок. Среди них: плохая кучность стрельбы, что, естественно, недопустимо при стрельбе по дотам или броневым башням и куполам; сложная система заряжания; ракеты на открытых установках крайне уязвимы для огня противника.

В декабре 1939г. перед Реактивным НИИ (РНИИ) была поставлена срочная задача создания мощных ракетных снарядов для поражения дотов на линии Маннергейма. Требовалось по глубокому снегу подвезти пусковую установку на позицию. Конструкторами РНИИ под руководством Л, Э. Шварца был спроектирован реактивный фугасный снаряд с боевой частью весом в одну тонну и дальностью стрельбы 2-3км.

Для стрельбы этими снарядами были спроектированы две пусковые установки. Первая пусковая установка устанавливалась на задней части танка Т-34 и имела четыре направляющие. Танк Т-34 должен был подойти к доту и залпом выпустить четыре ракеты. Выполнив задачу, танк сбрасывал ракетную установку.

Пусковые установки второго типа помещались на санном прицепе, буксируемом танком Т-34 или Т-28. Санные полозья установки делались из швеллера № 30 и ставились на ширину колеи гусениц танка. Установка имела поворотную раму с пространственной, из швеллеров, подъемной фермой. Управление наводкой производилось ручным механизмом. На ферме укреплялись четыре управляющих балки, скомбинированные из швеллеров.

Санная установка была построена в мастерских РНИИ и в январе 1940г. отправлена на Ленинградский фронт. Установка прибыла с некоторым опозданием. Кроме того, боясь рассекретить ракетное оружие, командование фронта так и не использовало установку в боевых действиях. После окончания финской войны она была отправлена на Ржевку для прохождения огневых испытаний.

Инженеры шли в правильном направлении, но после окончания финской войны работы по созданию танков, оснащенных тяжелыми фугасными ракетами, прекратились.

С некоторой натяжкой можно считать КВ-2 переходным образцом от линейного тяжелого танка KB-1 к штурмовому, поскольку мощность 152-мм гаубицы М-10 была недостаточна для разрушения дотов и больших каменных домов. Тем не менее и КВ-2 мог бы хорошо поработать в Берлине и Кенигсберге. Немногочисленные танки КВ-2 в 1941г. использовались в качестве линейных. Мало того, к июню 1941г. их поштучно разбросали в западных ВО по танковым дивизиям механизированных корпусов. В итоге почти все танки КВ-2 погибли в осенне-летней кампании 1941г. В производство их больше не запускали.

Александр ШИРОКОРАД

 

Информация взята из журналов «Русские Танки» и «Техника и Вооружение»

Танки

Первый Русский танк А.А. Пороховщикова

Царь-Танк

Проект танка В. Д. Менделеева

Танк «Щитоноска»

Броневые части Русской армии

Первые Иностранные Танки в России

Первые танки Советской Республики

Изучение Танкостроения в 1923-1924г.

Танк Т-16 и Т-18

Устройство танка Т-18

Производство танка Т-18

Танкетка Т-17

Маневренный танк Т-12

Модернизация танка МС-1/ Т-18

Основной танк сопровождения Т-19

От Танка Т-12 к Т-24

Маневренные танки Н. Дыренкова

Позиционный танк Т-30

Советско-Германская танковая школа

Закупки танков за границей в 1930г.

Плавающие Танки

Танк «Виккерс»

Рождение танка Т-26

Первый танк с радиостанцией

Танк ММ

Мобилизационный танк Т-34

Рождение танка БТ

Первые 45-мм пушки на танках

Модернизация танков Т-26 и БТ

Танк особого назначения ПТ-1

Средний танк Т-28

Танк Гроте

Танки которые небыли приняты на вооружение

Танк Т-35

Развитие танка из Т-35 в Т-39

Танковое вооружение на вторую пятилетку СССР

Колесно-гусеничный танк Т-43

«Танк Шитикова» – Т-37Б

Танк Т-38

Танк ТМ «Танк Молотова»

Танк КТ-26

Танк Т-46

Улучшенный танк ПТ-1А

Танк Т-28 и Т-29

Танк Т-26 выпуска 1936г

Установка на танки 76-мм пушки

Танк БТ-7

Танк БТ-7А 1935г.

Танк БТ-ИС на колесах, 1935г.

Танк Т-35

Недостатки танков в боях Испании

Танки находящихся в распоряжении У ММ РККА

Бои танков в Берлине и Грозном

Английские ромбовидные Танки Mk II Мк III Мк IV

Немецкий танк A7V

Немецкие танки Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121) и Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141)

Немецкий «Штурмтигр» и Английский танк AVRE

Испытания пушки Ф-32 и Л-11 на танках БТ-7 и Т-28

Принятие танка Т-34 на вооружение

Танк Т-34

Испытание танка Т-54 обстрелом

Противоминная стойкость танка Т-54

Борьба с пожаром в танке Т-54

Повышение защищенности танка Т-54

Танк «Объект М906»

Танк «Объект 907» (ПТ-76М)

Танк «Объект 911Б»

Танк ПТ-76 с ПТРК 9К11 «Малютка»

Танк Т-62

Модернизация танка Т-62М

Конструкция танка Т-62

Боевое применение танка Т-62

Истребитель танков ИТ-1 («Объект 150»)

Стрельба из истребителя танков ИТ-1

Прекращение производства истребителя танков ИТ-1 («Объект 150»)

Танк Т-90С

Танк Т-90С «Бишма» для Индии

Танк Т-90С для Малайзии

БТР

Русский Вездеход

Бронетракторы «Илья Муромец» и «Ахтырец»

Первые Бронеавтомобили

Вездеходные полугусеничные Бронеавтомобили

Первый Русский БТР

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

Танкетки

Танкетка «Виккерс»

Танкетка Т-27

БТР-80

Модификации БТР-80

Конструкция БТР-80

Боевое применение БТР-80

Самоходки

Самоходка ИСУ-152

Тактико-Технические характеристики самоходки ИСУ-152

Боевое применение самоходок ИСУ-152 и ИСУ-122

Самоходка СУ-85

Модернизация самоходки СУ-85

Конструкция самоходки СУ-85

Боевое применение самоходки СУ-85