ТАНКИ САМОХОДКИ БТР ПОДЛОДКИ ИСТОРИЯ

Немецкий «Штурмтигр» и Английский танк AVRE

После Сталинградской битвы Гитлер потребовал создать бронированную мощную самоходную мортиру для боев в городе. Первоначально был создан проект установки 21-см мортиры обр. 18 на шасси танка «Тигр», но позже решили использовать для этой цели 38-см реактивный противолодочный бомбомет типа 61, разработанный фирмой «Рейнметалл» и серийно выпускавшийся на заводе в городе Дюссельдорфе. (Другое его название «Gert 562»).

Прототип самоходной пусковой установки «Штурмтигр» (другое ее название Sturmmorger Wagen 606/4 - штурмовая мортира 606/4) был показан Гитлеру 20 октября 1943г. При этом рубка установки была из обычной, а не из бронированной стали. Машина понравилась фюреру, и ее запустили в серийное производство.

Установка была создана фирмой «Алкет» на шасси серийного танка T-VIE «Тигр». Причем ее делали не на новых шасси, а переделывали уже готовые танки. Вместо башни на танк была поставлена сварная рубка. В лобовом листе рубки, наклоненном под углом 47°, в шаровой установке была смонтирована пусковая установка для реактивного 38-см снаряда.

Замечу, что пусковой установкой ее называют по современной терминологии, а немцы ее называли мортирой. На самом деле это сравнительно редкий тип пусковой установки по схеме «закрытая труба». От мортиры она отличалась тем, что реактивный двигатель снаряда работал около 2 секунд, и основную часть кинетической энергии снаряд приобретал не в канале орудия, а вне его.

Для стрельбы использовались турбореактивные снаряды R. Sprgr.4581. Стабилизировался снаряд вращением, причем первоначально он получал вращение от нарезов в канале ствола, а после вылета из ствола - за счет наклона 32 сопел порохового двигателя, расположенных по краям дна снаряда. В хвостовой части корпуса снаряда имелось 9 выступов, которыми он вставлялся в нарезы ствола пусковой установки. Вес снаряда 345кг, вес ВВ 125кг, дальность стрельбы 5650м.

Мощный фугасный снаряд мог пробить по нормали 2,5-метровую железобетонную стену. При попадании снаряда в каменный многоэтажный дом происходило полное разрушение строения.

 

 Реактивная пусковая установка «Штурмтигр» на Куммерсдорфском полигоне в Германии. 1944г.

Реактивная пусковая установка «Штурмтигр» на Куммерсдорфском полигоне в Германии. 1944г.

 

Пусковая установка «Штурмтигр» имела нарезной ствол, заряжание которого происходило с казенной части с помощью клинового горизонтального затвора.

Ствол пусковой установки не имел противооткатных устройств и был жестко связан с шаровой установкой, которая вращалась в рамке рубки. Для уменьшения отдачи ствола при выстреле часть газов, образовывавшихся при сгорании метательного заряда, направлялась в зазор между собственно стволом и 13-мм рубашкой, надетой на ствол. Для выхода газов в торцевом кольце у дульного среза имелось 31 отверстие. Такая конструкция ствола также способствовала его лучшему охлаждению.

Заряжание установки производилось с лотка с роликами вручную при помощи специального

досылателя. Снаряды загружались внутрь машины через прямоугольный люк в крыше рубки при помощи крана. На стенках боевого отделения располагалось 12 захватов для снарядов - по б с каждой стороны. 13-й снаряд мог находиться на лотке, а 14-й - непосредственно в стволе, поднятом на угол 16°. Справа от ствола в шаровой установке был помещен 7,92-мм пулемет MG 34. Экипаж «Штурмтигра» состоял из пяти человек: механика-водителя, стрелка-радиста, командира (он же наводчик) и двух заряжающих.

Первый серийный «Штурмтигр» был создан фирмой «Алкет» 15 сентября 1944г. К февралю 1945г. всего было переоборудовано в пусковые установки 18 танков «Тигр» и изготовлено 397 реактивных снарядов R. Sprgr.4581.

Установка «Штурмтигр» участвовала в уличных боях в августе 1944 года в ходе Варшавского восстания и была показана в немецкой кинохронике.

Загрузка боеприпасов в «Штурмтигр»: подъем снаряда при помощи крана-лебедки

11 октября 1944г. 1001-я рота штурмовых мортир (Panzer Sturmmorser Kompanie) получила четыре установки «Штурмтигр», а через некоторое время была сформирована и 1000-я рота, также с четырьмя установками. Обе роты действовали на Западном фронте. Первая вступила в бой в декабре 1944г. в районе Трира, но в боях участвовал только один «Штурмтигр», так как остальные три вышли из строя по техническим причинам и были брошены. Вторая рота начала боевые действия в ноябре 1944г., а в январе 1945г. довольно успешно воевала недалеко от Бонна. При переправе через Рейн одна установка «Штурмтигр» была подбита огнем американских танков.

Позже была сформирована 1002-я рота, получившая шесть «Штурмтигров». Она принимала участие в боевых действиях восточнее Бонна, а в марте 1945г. четыре оставшиеся в строю машины этой роты были переброшены на Восточный фронт.

 

Загрузка боеприпасов в «Штурмтигр»: подъем снаряда при помощи крана-лебедки

 

В первые дни мая 1945г. у реки Эльба частями 3-й армии 1 -го Белорусского фронта был захвачен исправный «Штурмтигр». В настоящее время он находится в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения в подмосковном поселке Кубинка. Советские специалисты изучили машину, но не смогли оценить, каким эффективным оружием она была в уличных боях.

Штурмовой танк AVRE

Англичане к 1944г. создали ухудшенный аналог «Штурмтигра» и назвали его штурмовым танком AVRE (Armoured Vehicles Royal Engineers). В качестве шасси они использовали тяжелый английский танк «Черчилль» Mk.III, а затем Mk.IV с толщиной лобовой брони до 152мм, а бортовой - 75-95мм. Максимальная скорость среднего танка Mk.IV составляла всего 28 км/час, a AVRE - еще меньше.

Свой штурмовой танк англичане вооружили 305-мм мортирой. Снаряд содержал 15кг взрывчатого вещества, которого было достаточно, чтобы разрушить бетонную стену толщиной до 2,5м. В отличие от немцев, создавших снаряд-ракету для «Штурмтигра», англичане создали примитивную по устройству мортирку, которую сами именовали «петардой». Любопытно, что заряжание мортирки производилось с дула при помощи специального приспособления. При этом экипаж танка оставался за броней. Дальность стрельбы мортирки составляла всего 90м.

Танки AVRE англичане впервые применили в июне 1944г. в ходе высадки в Нормандии. Особенно пригодились они при захвате мощных укреплений Атлантического вала.

В свое время Атлантический вал стал предметом острых дебатов советских и западных историков. Первые утверждали, что это были редкие слабые укрепления, защищаемые солдатами-инвалидами, а вторые говорили, что это была сплошная линия неприступных бетонных сооружений.

Как ни странно, обе стороны оказались правы. На наиболее десантоопасных направлениях от Дюнкерка до Булони немцы действительно создали береговые батареи, представлявшие собой чудо инженерной мысли. А вот в Нормандии, где было стратегически невыгодно высаживаться, действительно Атлантический вал оставлял желать лучшего.

Осенью 1944г. союзники с тыла обошли береговые батареи немцев на берегу Ла-Манша, но германские батареи не сдавались. Мало того, германские 38-см суперпушки береговой батареи Тодт и 40-см пушки батареи Линдерман, находившиеся в самом узком месте пролива, вели огонь по... Англии. Особенно часто обстреливались порты Фолкстон, Дувр, Рамсгит и т.д.

 

Британский штурмовой танк AVRE. Штурм укреплений Атлантического вала в районе Кале  

Британский штурмовой танк AVRE. Штурм укреплений Атлантического вала в районе Кале

 

Бетонные покрытия (толщиной до 6м) германских береговых батарей не брали даже самые тяжелы авиабомбы. Так, 20 сентября 1944г. 633 бомбардировщика союзников совершили массированный налет на батарею Линдерман, но не сумели вывести ее из строя.

И тогда на штурм фортов были направлены канадские войска, оснащенные специальными танками на базе танка «Черчилль» - AVRE и огнеметные «Крокодилы». По мнению английского командования танки AVRE сыграли большую роль в захвате этих фортов.

Позже англичане успешно использовали танки AVRE в ходе корейской войны.

В СССР после 1940г. не было даже попыток проектирования штурмового танка. Это связано с синдромом полигонного мышления наших военачальников.

Представим себе, что наши конструкторы, используя немецкий задел, сделали хотя бы два-три десятка «Штурмтигров». Риторический вопрос: на сколько сократилось бы время боев в Будапеште в 1956г., да и были бы они вообще после первого же выстрела «Штурмтигра»? Продержались бы в январе 1995г. боевики в Грозном хоть пару суток под огнем «Штурмтигров»? Да и сегодня в кадре часто появляются наши танки, применяемые для уничтожения боевиков, которые укрылись в различных городских строениях и оказывают сопротивление.

Александр ШИРОКОРАД

 

Информация взята из журналов «Русские Танки» и «Техника и Вооружение»

 

Танки

Первый Русский танк А.А. Пороховщикова

Царь-Танк

Проект танка В. Д. Менделеева

Танк «Щитоноска»

Броневые части Русской армии

Первые Иностранные Танки в России

Первые танки Советской Республики

Изучение Танкостроения в 1923-1924г.

Танк Т-16 и Т-18

Устройство танка Т-18

Производство танка Т-18

Танкетка Т-17

Маневренный танк Т-12

Модернизация танка МС-1/ Т-18

Основной танк сопровождения Т-19

От Танка Т-12 к Т-24

Маневренные танки Н. Дыренкова

Позиционный танк Т-30

Советско-Германская танковая школа

Закупки танков за границей в 1930г.

Плавающие Танки

Танк «Виккерс»

Рождение танка Т-26

Первый танк с радиостанцией

Танк ММ

Мобилизационный танк Т-34

Рождение танка БТ

Первые 45-мм пушки на танках

Модернизация танков Т-26 и БТ

Танк особого назначения ПТ-1

Средний танк Т-28

Танк Гроте

Танки которые небыли приняты на вооружение

Танк Т-35

Развитие танка из Т-35 в Т-39

Танковое вооружение на вторую пятилетку СССР

Колесно-гусеничный танк Т-43

«Танк Шитикова» – Т-37Б

Танк Т-38

Танк ТМ «Танк Молотова»

Танк КТ-26

Танк Т-46

Улучшенный танк ПТ-1А

Танк Т-28 и Т-29

Танк Т-26 выпуска 1936г

Установка на танки 76-мм пушки

Танк БТ-7

Танк БТ-7А 1935г.

Танк БТ-ИС на колесах, 1935г.

Танк Т-35

Недостатки танков в боях Испании

Танки находящихся в распоряжении У ММ РККА

Бои танков в Берлине и Грозном

Английские ромбовидные Танки Mk II Мк III Мк IV

Немецкий танк A7V

Немецкие танки Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121) и Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141)

Немецкий «Штурмтигр» и Английский танк AVRE

Испытания пушки Ф-32 и Л-11 на танках БТ-7 и Т-28

Принятие танка Т-34 на вооружение

Танк Т-34

Испытание танка Т-54 обстрелом

Противоминная стойкость танка Т-54

Борьба с пожаром в танке Т-54

Повышение защищенности танка Т-54

Танк «Объект М906»

Танк «Объект 907» (ПТ-76М)

Танк «Объект 911Б»

Танк ПТ-76 с ПТРК 9К11 «Малютка»

Танк Т-62

Модернизация танка Т-62М

Конструкция танка Т-62

Боевое применение танка Т-62

Истребитель танков ИТ-1 («Объект 150»)

Стрельба из истребителя танков ИТ-1

Прекращение производства истребителя танков ИТ-1 («Объект 150»)

Танк Т-90С

Танк Т-90С «Бишма» для Индии

Танк Т-90С для Малайзии

БТР

Русский Вездеход

Бронетракторы «Илья Муромец» и «Ахтырец»

Первые Бронеавтомобили

Вездеходные полугусеничные Бронеавтомобили

Первый Русский БТР

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

Танкетки

Танкетка «Виккерс»

Танкетка Т-27

БТР-80

Модификации БТР-80

Конструкция БТР-80

Боевое применение БТР-80

Самоходки

Самоходка ИСУ-152

Тактико-Технические характеристики самоходки ИСУ-152

Боевое применение самоходок ИСУ-152 и ИСУ-122

Самоходка СУ-85

Модернизация самоходки СУ-85

Конструкция самоходки СУ-85

Боевое применение самоходки СУ-85