ТАНКИ САМОХОДКИ БТР ПОДЛОДКИ ИСТОРИЯ

Танк Т-90С «Бишма» для Индии

К последнему десятилетию XX века танковый парк Индии в значительной степени стал устаревать. Ставка была сделана на разработку и производство собственного танка, однако во второй половине 1990-х гг. руководству страны стало ясно, что программа создания танка «Арджун» близка к провалу. В то же самое время «заклятый друг» Индии — Пакистан приобрел на Украине крупную партию современных танков Т-84 (Т-80УД) разработки ХКБМ. Баланс сил в регионе оказался нарушенным. Индусы активно искали пути выхода из сложившегося положения. Зная крайнюю озабоченность руководства Индии создавшейся ситуацией, а также надеясь на давние связи, накопленные за время лицензионного производства в этой стране Т-72М и Т-72М1, Россия предложила танк Т-72С. Однако к этому моменту он уже не отвечал современным требованиям. Индусы знали об этом, как и о том, что на вооружение Российской Армии был принят более совершенный образец — танк Т-90. Несмотря на положительные результаты

 

Опытный образец танка Т-90С №1, предназначенный для испытаний в Индии. Его характерными внешними отличиями являются наличие ночного прицела «Буран» и отсутствие элементов комплекса «Штора». Для ИК подсветки служит прожектор «Луна». Полигон «Салита», 1999г.испытаний, Т-72С индийской армией был отвергнут.

Опытный образец танка Т-90С №1, предназначенный для испытаний в Индии. Его характерными внешними отличиями являются наличие ночного прицела «Буран» и отсутствие элементов комплекса «Штора». Для ИК подсветки служит прожектор «Луна». Полигон «Салита», 1999г.испытаний, Т-72С индийской армией был отвергнут.

 

После демонстрации на выставке IDEX'97, проходившей с 16 по 20 марта 1997г. в Абу-Даби (ОАЭ), танк Т-90С естественным образом привлек внимание индийской стороны. На протяжении 1997—1999 гг. индийские военные внимательным образом изучали новую машину и согласовывали с производителем и разработчиком свои требования к ее комплектации. Для этого был проведен ряд показов танка в подмосковной Кубинке и на Урале.

6 апреля 1999г. был подписан контракт на испытания в Индии трех танков Т-90С, отличавшихся комплектацией (в соответствии с конкретными пожеланиями заказчика). На них устанавливались различные варианты СУО (два различных тепловизионных прицела: «Ноктюрн» и «Эсса»). Отличались танки и наличием/отсутствием системы «Штора». Две машины имели литые башни, а образец №3 — сварную. Все машины оснащались усиленной ходовой частью и 1000-сильным дизелем В-92С.

Машины прошли предварительную обкатку в Нижнем Тагиле, а дождливым утром 17 мая колонна тягачей, груженых демонстрационными танками, в сопровождении прочих транспортных средств двинулась по маршруту: Нижний Тагил—Екатеринбург—аэропорт «Кольцово». Далее на двух самолетах Ан-124 «Руслан» (по два изделия в одном самолете и одно изделие и ремонтная мастерская в другом) танки переправили в Индию.

К сожалению, этого момента не дождался главный конструктор УКБТМ. Владимир Иванович Поткин скончался 13 мая в 16 ч 30 мин на своем рабочем месте. Так высока была нагрузка и степень ответственности при выполнении первого этапа индийского контракта. Плохо чувствуя себя, Владимир Иванович говорил: «Отправим изделия, пойду к врачу». Он все сделал для отправки Т-90С, но к врачу не успел... Министр обороны Индии предложил назвать Т-90С в память о В.И. Поткине именем «Владимир», что было выполнено на трех танках, отправленных на сложнейший марш-бросок в 2000км в пустыне Тар.

 

Три опытных танка Т-90С на испытаниях в Индии. Экипажи производят чистку стволов после стрельб. Лето 1999г.

Три опытных танка Т-90С на испытаниях в Индии. Экипажи производят чистку стволов после стрельб. Лето 1999г.

 

Именно май и июнь не случайно были выбраны для испытаний. Дневная температура в пустыне Тар в этот период превышает 50°С, а ночная не опускается ниже 30-ти! Экстремальные условия! Экипажи подбирались из танкистов профессионалов—преимущественно из офицеров индийской армии, имеющих опыт эксплуатации танков Т-72. Программой испытаний, включавшей обучение экипажей, было предусмотрено 2000км пробега (с непрерывными маршами из отдельных пробегов по 500км) со стрельбами 150 выстрелами, в том числе 10 ракетами. Испытания продолжались до 20 июля 1999г. После их завершения все три машины возвратились на УВЗ, где прошли переборку и дефектацию.

Одновременно, в июле 1999г., танк Т-90СМ демонстрировался на первой уральской выставке вооружений в Нижнем Тагиле. Черта под испытаниями была подведена в августе в бронетире артиллерийского полигона НТИИМ, когда индийские специалисты сделали оценку броневой защиты танка. Проведенными испытаниями обе стороны были полностью удовлетворены, после чего начался конкретный переговорный процесс — согласование условий контракта. Здесь же окончательно определился и технический облик танка для Индии.

Дело в том, что в серию пошел не какой-то один из трех испытуемых образцов, а машина, сочетавшая в себе, по требованию заказчика, черты всех трех танков: с базовой модели что-то убрали и что-то добавили от двух других образцов. Таким образом, индийская сторона принимала непосредственное участие в создании российским КБ машины для своей армии. Подобный опыт на постсоветском пространстве был осуществлен впервые, причем обе стороны остались довольны.

 

Опытный танк Т-90С №3 в пустыне Тар. Машина оснащена сварной башней

Опытный танк Т-90С №3 в пустыне Тар. Машина оснащена сварной башней

 

Окончательно контракт на поставку боевых машин был подписан в Дели 15 февраля 2001г. Несмотря на политическое соглашение между лидерами обоих государств, на согласование контракта потребовалось более года из-за большого количества организационных, технических вопросов, а также реформирования основной российской внешнеторговой структуры в области вооружений — компании «Росвооружение» в «Рособоронэкспорт». По данному контракту российская сторона обязывалась поставить в Индию в течение трех лет

 

Танк Т-90С «Бишма» на показе заказчику перед отправкой первой партии машин, изготовленных на Уралвагонзаводе для Индии. Характерным отличием танков этой партии является литая башня. Октябрь 2001г. 

Танк Т-90С «Бишма» на показе заказчику перед отправкой первой партии машин, изготовленных на Уралвагонзаводе для Индии. Характерным отличием танков этой партии является литая башня. Октябрь 2001г.

 

310 танков Т-90С. Из них 124 машины собирались на Уралвагонзаводе и в готовом виде направлялись заказчику. Еще 186 танков поступали в виде сборочных единиц для лицензионного производства на заводе тяжелых машин в г. Авали (шт. Тамилнад). Помимо танков, индийской стороне передавалась технология их производства (без права реэкспорта выпущенных машин в третьи страны) с соответствующей лицензионно-конструкторской документацией, боеприпасы, учебно-тренировочные средства и проводилась подготовка специалистов завода тяжелых машин в г. Авади. Общая стоимость контракта превысила 800 млн. долл.

 

Танк Т-90С «Бишма» со сварной башней. Именно такие машины в настоящее время составляют основу танковых войск Индии. Справа «сердце» танка —турбодизель В-92С2. Июль 2002г.

Танк Т-90С «Бишма» со сварной башней. Именно такие машины в настоящее время составляют основу танковых войск Индии. Справа «сердце» танка —турбодизель В-92С2. Июль 2002г.

 

Танки Т-90С «Бишма» со сварной (вверху) и литой (внизу) башнями

Что же представляет собой вариант Т-90С для Индии в техническом плане? Первые 40 танков, отправленные в Индию в декабре 2001г., оснащались литыми башнями из задела. Такие же башни получили еще две машины следующей партии. Остальные комплектовались новыми сварными колпаками. Вообще, машины для Индии стали компромиссом цены и качества. Так, к примеру, на них отсутствует комплекс обнаружения лазерного излучения и оптикоэлектронного подавления «Штора-1», являющийся стандартным для машин Российской Армии. Эти танки отличаются новой усиленной ходовой частью, 1000-сильным двигателем В-92С2, более совершенным тепловизионным прицелом «Эсса» совместного французско-белорусского производства.

 

Танки Т-90С «Бишма» со сварной (вверху) и литой (внизу) башнями

 

Для использования прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С «Агат-С» в активном режиме вместо отсутствующих осветителей ОТШУ-1-7 комплекса «Штора-1» на командирской башенке установлен осветитель ОУ-ЗГКУ. На месте ОТШУ-1-7 смонтированы трапециевидные секции КДЗ «Контакт-V». Благодаря этому экранировка контейнерами ДЗ на индийском танке со сварной башней выглядит наиболее гармонично из всех ранее выпущенных танков Т-90. Секции КДЗ «Контакт-V» на литой башне располагаются аналогично таковым на Т-72Б образца 1989 г. Кроме того, на крыше башни размещены еще 20 контейнеров ДЗ.

Характерной деталью Т-90С индийской армии является усиленная противоатомная защита: слой антинейтронного надбоя приблизительно в 2 раза толще, чем на стандартных российских образцах. И это при том, что противоатомная защита на российских Т-90 изначально была очень мощной! Пусковые установки системы 902А «Туча» в количестве 12 штук расположены по шесть на консолях с правой и левой сторон башни, причем их расположение опять изменено и не соответствует ни демонстрационным образцах Т-90С, ни Т-90 Российской Армии.

Установка КДЗ «Контакт-V» на сварной башне и лобовой детали корпуса танка Т-90С «Бишма»

В целом машина получилась весьма гармоничной с эстетической точки зрения и достаточно совершенной в техническом плане. Парадокс в том, что подобной машины на тот момент в Российской Армии не было! Находившиеся в войсках Т-90 во многом уступали Т-90С, поступившим в Индию.

 

 

Установка КДЗ «Контакт-V» на сварной башне и лобовой детали корпуса танка Т-90С «Бишма»

 

 

В настоящее время контракт полностью выполнен: все положенные по контракту машины (40 — в декабре 2001 г. и 84 — двумя партиями в 2002 г.) поставлены заказчику, а на заводе в г. Авади успешно развернуто лицензионное производство. 20 ноября 2003 г. ИТАР-ТАСС сообщил, что первые машины индийской сборки из российских комплектующих сошли с конвейера, а 8 января 2004 г. был выпущен первый танк, полностью собранный по лицензии. На торжественной церемонии выступил начальник штаба сухопутных войск генерал Нирвал Чанд Видж, который дал высокую оценку техническим возможностям российской машины. Баланс сил в регионе был восстановлен, а тагильские и украинские танки из виртуальных конкурентов превратились в реальных «вероятных» противников.

 

 

Танк Т-90С «Бишма» выпуска 2002г. На кормовом листе корпуса хорошо видны крепления запасных траков

Танк Т-90С «Бишма» выпуска 2002г. На кормовом листе корпуса хорошо видны крепления запасных траков

 

30 ноября 2007г. Индия подписала 0 Россией новый крупный контракт стоимостью 1236,6 млн. долл., которым предусматривалась поставка 347 ОБТ Т-90С. Предполагалась закупка 124 танков Т-90С в полностью собранном виде, а также получение 223 ОБТ в машино-комплектах для последующей сборки на заводе HVF в Авади. После перечисления Индией первого транша по контракту Россия обязалась поставить 124 ОБТ Т-90С в течение 29 месяцев, а остальные машины передать индийской стороне через 11 месяцев. Отгрузка первых 24 танков по новому контракту состоялась в 2008г.

 

Танки Т-90С «Бишма» первой и второй серий выпуска на войсковых учениях в пустыне

Танки Т-90С «Бишма» первой и второй серий выпуска на войсковых учениях в пустыне

 

Поставленные Индии Т-90С подверглись критике за некоторые проблемы с ракетами и тепловизорами, отмеченные на начальном этапе закупок. Возникновение данных проблем было обусловлено обоюдной недоработкой сторон в ходе переговорного процесса: индийская сторона отказалась от предложенного поставщиком послегарантийного обслуживания. Одновременно часть машин по желанию индийской стороны дооборудуется вспомогательной силовой установкой.

В настоящее время сухопутные войска Индии полностью удовлетворены качествомтанковТ-90С. Планами развития сухопутных войск Индии до 2020г. предусматривается оснащение танками Т-90С «Бишма» 21 полка.

 

Выгрузка демонстрационного образца танка Т-90С из самолета Ан-124 в аэропорту Куала-Лумпура, 2000г.

Выгрузка демонстрационного образца танка Т-90С из самолета Ан-124 в аэропорту Куала-Лумпура, 2000г.

 

Еще 40 полков получат на вооружении модернизированные Т-72М1. По мнению индийского командования, наличие около 3800 ОБТ наряду со значительным количеством БМП позволит в случае необходимости создать требуемый потенциал для адекватного ответа. В Индии Т-90С постепенно заменяют устаревшие Т-55 и ранние версии Т-72. Всего сухопутные войска этой страны намерены принять на вооружение 1657 танков Т-90С.

 

Информация взята из журналов «Русские Танки» и «Техника и Вооружение»

 

Танки

Первый Русский танк А.А. Пороховщикова

Царь-Танк

Проект танка В. Д. Менделеева

Танк «Щитоноска»

Броневые части Русской армии

Первые Иностранные Танки в России

Первые танки Советской Республики

Изучение Танкостроения в 1923-1924г.

Танк Т-16 и Т-18

Устройство танка Т-18

Производство танка Т-18

Танкетка Т-17

Маневренный танк Т-12

Модернизация танка МС-1/ Т-18

Основной танк сопровождения Т-19

От Танка Т-12 к Т-24

Маневренные танки Н. Дыренкова

Позиционный танк Т-30

Советско-Германская танковая школа

Закупки танков за границей в 1930г.

Плавающие Танки

Танк «Виккерс»

Рождение танка Т-26

Первый танк с радиостанцией

Танк ММ

Мобилизационный танк Т-34

Рождение танка БТ

Первые 45-мм пушки на танках

Модернизация танков Т-26 и БТ

Танк особого назначения ПТ-1

Средний танк Т-28

Танк Гроте

Танки которые небыли приняты на вооружение

Танк Т-35

Развитие танка из Т-35 в Т-39

Танковое вооружение на вторую пятилетку СССР

Колесно-гусеничный танк Т-43

«Танк Шитикова» – Т-37Б

Танк Т-38

Танк ТМ «Танк Молотова»

Танк КТ-26

Танк Т-46

Улучшенный танк ПТ-1А

Танк Т-28 и Т-29

Танк Т-26 выпуска 1936г

Установка на танки 76-мм пушки

Танк БТ-7

Танк БТ-7А 1935г.

Танк БТ-ИС на колесах, 1935г.

Танк Т-35

Недостатки танков в боях Испании

Танки находящихся в распоряжении У ММ РККА

Бои танков в Берлине и Грозном

Английские ромбовидные Танки Mk II Мк III Мк IV

Немецкий танк A7V

Немецкие танки Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121) и Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141)

Немецкий «Штурмтигр» и Английский танк AVRE

Испытания пушки Ф-32 и Л-11 на танках БТ-7 и Т-28

Принятие танка Т-34 на вооружение

Танк Т-34

Испытание танка Т-54 обстрелом

Противоминная стойкость танка Т-54

Борьба с пожаром в танке Т-54

Повышение защищенности танка Т-54

Танк «Объект М906»

Танк «Объект 907» (ПТ-76М)

Танк «Объект 911Б»

Танк ПТ-76 с ПТРК 9К11 «Малютка»

Танк Т-62

Модернизация танка Т-62М

Конструкция танка Т-62

Боевое применение танка Т-62

Истребитель танков ИТ-1 («Объект 150»)

Стрельба из истребителя танков ИТ-1

Прекращение производства истребителя танков ИТ-1 («Объект 150»)

Танк Т-90С

Танк Т-90С «Бишма» для Индии

Танк Т-90С для Малайзии

БТР

Русский Вездеход

Бронетракторы «Илья Муромец» и «Ахтырец»

Первые Бронеавтомобили

Вездеходные полугусеничные Бронеавтомобили

Первый Русский БТР

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

Танкетки

Танкетка «Виккерс»

Танкетка Т-27

БТР-80

Модификации БТР-80

Конструкция БТР-80

Боевое применение БТР-80

Самоходки

Самоходка ИСУ-152

Тактико-Технические характеристики самоходки ИСУ-152

Боевое применение самоходок ИСУ-152 и ИСУ-122

Самоходка СУ-85

Модернизация самоходки СУ-85

Конструкция самоходки СУ-85

Боевое применение самоходки СУ-85