ТАНКИ САМОХОДКИ БТР ПОДЛОДКИ ИСТОРИЯ

Немецкий танк A7V

В Первую мировую войну немцы не являлась ни пионером в создании, ни лидером по применению танков. Только после их использования англичанами в битве на Сомме военное руководство немцев предприняло реальные усилия по разработке немецкого танка. 30 октября 1916 г. Verkehrstechnische Prufungs-kommision (VPK - комиссия приемочных испытаний образцов транспортной техники) в лице генерала Фридриха (Friedrich) собрала представителей промышленности с целью заинтересовать их участием в проекте создания и производства танков. Для координации работ в этой области была сформирована комиссия «Отдел A7V». Сокращение A7V означало «Abteilung 7 Verkehrswesen» (7-й транспортный департамент Военного министерства Пруссии). В нее входили представители нескольких автомобилестроительных фирм, а возглавлял ее автоконструктор из VPK Йозеф Фолльмер (Joseph Vollmer). В ноябре Военное министерство Пруссии официально приказало сконструировать Panzerkampfwagen (танк) под наименованием A7V, унифицированный по шасси с liberlandwagen (небронированным гусеничным транспортером боеприпасов), что привело к отказу от применения характерной для английских танков ромбовидной формы, хотя аналогичный прототип был построен. В результате первый германский танк не мог преодолевать широкие рвы.

Наибольший интерес к созданию унифицированного шасси проявила фирма Daimler. Ее конструктор Eugene Linck совместно с Фолльмером адаптировал подвеску трактора Caterpillar-Holt для A7V. Фолльмер представил чертежи танка в декабре 1916г. VPK, не дожидаясь результатов испытания прототипа, выдала заказ на производство 100 шасси A7V. 20 января 1917г, Oberste Heeres-leitung (OHL- Верховное командование германской армии) и VPK решили ограничить первый заказ десятью танками. В середине января 1918г. команда Фолльмера закончила создание деревянного макета танка, но затем OHL потребовало установить на A7V бронирование, обеспечивающее защиту от снарядов полевых пушек. Однако это резко увеличивало вес танка. В конце концов решили увеличить толщину лобового бронирования до 30 мм, используя для остального корпуса плиты толщиной 15мм. Вследствие этого нос танка оказался перетяжеленным, что ухудшило его и без того невысокую проходимость.

Первое шасси A7V было испытано 30 апреля 1917г. на заводском полигоне фирмы Daimler в Мариенфельде (Marienfelde), а затем, 14 мая (с установленной деревянной моделью корпуса), — на полигоне около Майнца (Mainz).

По результатам испытаний было решено сформировать два батальона из заказанных десяти танков, а также заказать еще 10 единиц в качестве резерва. Увеличение заказа до 100 единиц было отложено до окончания войсковых испытаний.

 

Эшелон с танками A7V 3-го батальона. На переднем плане плане - Adalbert на шасси №543. На следующем танке видна едва различимая надпись Wilhelm (вероятно, это танк на шасси №505). Для уменьшения высоты танка при перевозке командирская кабинка, имевшая откидные стенки, обычно складывалась

Эшелон с танками A7V 3-го батальона. На переднем плане плане - Adalbert на шасси №543. На следующем танке видна едва различимая надпись Wilhelm (вероятно, это танк на шасси №505). Для уменьшения высоты танка при перевозке командирская кабинка, имевшая откидные стенки, обычно складывалась

 

Недостаток квалифицированных кадров, материалов и технические проблемы с доводкой подвески привели к тому, что первое шасси было готово только к сентябрю 1917г. Его отгрузили в Школу водителей гусеничных машин. В сентябре собрали восемь liberlandwagen, которые попали в Armee Kraftwagen Kolonne (Raupe) 111 - 111 -ю механизированную транспортную колонну (на гусеничном ходу).

Однако производству бронеплит для корпусов танков присвоили только приоритет №2, поэтому первый танк сдали лишь в конце октября 1917 г. Окончательная сборка танков A7V происходила в берлинском пригороде Темпельхоф (Tempelhof) на заводе фирмы Steffens & Noelle, специализировавшейся на производстве мостовых и мачтовых конструкций. Шасси поставлялись фирмой Daimler с близлежащего завода в Мариенфельде, бронеплиты — фирмами Rochling и Krupp. Фирма Steffens &Noelle производила раскрой, сверление, сборку корпуса и его установку на шасси. Первый комплект бронеплит фирмы Krupp для пяти корпусов оказался бракованным -плиты имели отклонение от плоскостности. Их пришлось порезать на более мелкие фрагменты, чтобы получить более или менее плоские детали. В результате корпуса из брони Rochling имели цельные боковые стенки и крыши, а из брони «Крупп» - собранные из пяти плит. Корпуса из брони Rochling установили на шасси №501, 502, 505, 506, 507, из брони «Крупп» - на шасси №540, 541, 542, 543 и 544. Позднее корпуса с шасси №502 и 544 переставили, соответственно, на шасси №503 и 504 (которые до этого использовали в качестве тягачей). Имелись у этих корпусов и различия во внешнем виде лобовой части.

 

Танк A7V на шасси №543 на железнодорожной платформе. Корпус изготовлен из брони фирмы Krupp, поэтому боковая стенка состоит из пяти секций. Танк первоначально поступил во 2-й батальон и получил имя Bulle. Будучи сломан, он не принимал участие в наступлении под Villers-Bretonneux 24 апреля 1918г. Затем его передали в 3-й батальон, танки которого носили имена членов правящей династии. Bulle переименовали в Prinz Adalbert. Хотя с 25 мая подобные названия были запрещены, в наступление на реке Matz 9 июня танки 3-го батальона пошли еще с «династическими» именами. Позднее титулы закрасили, формально выполнив приказ, и танк стал называться просто Adalbert. Эта машина дожила до перемирия и вместе с оставшимися танками была вывезена в Erbenheim.

Танк A7V на шасси №543 на железнодорожной платформе. Корпус изготовлен из брони фирмы Krupp, поэтому боковая стенка состоит из пяти секций. Танк первоначально поступил во 2-й батальон и получил имя Bulle. Будучи сломан, он не принимал участие в наступлении под Villers-Bretonneux 24 апреля 1918г. Затем его передали в 3-й батальон, танки которого носили имена членов правящей династии. Bulle переименовали в Prinz Adalbert. Хотя с 25 мая подобные названия были запрещены, в наступление на реке Matz 9 июня танки 3-го батальона пошли еще с «династическими» именами. Позднее титулы закрасили, формально выполнив приказ, и танк стал называться просто Adalbert. Эта машина дожила до перемирия и вместе с оставшимися танками была вывезена в Erbenheim.

 

Сначала были заказаны восемь чисто пулеметных танков и два пушечных. Пушечные A7V вооружили захваченными в Бельгии крепостными противоштурмовыми скорострельными пушками калибром 57мм системы Максим-Норденфельт (Maxim-Nordenfelt) английского производства с длиной отката всего 150мм. Танк имел также шесть станковых пулеметов MG-08 калибром 7,92мм. Но после изготовления первого корпуса пулеметного танка, установленного на шасси №501, на основе опыта, полученного в сражении под Камбрэ, было принято решение все танки выпускать с пушечным вооружением, позволявшим вести борьбу с танками противника. Поэтому если танк на шасси №540, изначально изготовленный в пушечном варианте, имел глухие лобовые листы (даже без смотровых щелей), то у корпусов, предназначенных для пулеметных танков, уже прорезанные пулеметные амбразуры в лобовых листах пришлось закрыть двухстворчатыми горизонтальными бронированными щитками на петлях. При этом танк на шасси №502 получил левый лобовой лист с щитками и правый — сплошной. Следующие десять корпусов должны были привести к стандартному виду: боковые стены из единой бронеплиты, в лобовых листах узкие смотровые щели (хотя на фотографиях танк, идентифицированный как Wotan на шасси №563, также оснащен щитками на лобовых листах).

Два первых штурмовых танковых батальона (Sturm Panzerkraftwagen Abteilung) были сформированы приказом от 29 сентября 1917г. Приказ о создании третьего батальона последовал 6ноября1917г.

Первый танковый батальон (Abteilung 1), имевший на вооружении один пулеметный и четыре пушечных танка, прибыл для проверки готовности к боевым действиям на полигон курсов командиров и офицеров Генерального штаба в районе Седана 12 января 1918г. Возникшие многочисленные проблемы привели к тому, что батальон направили для дальнейшего обучения совместно с 5-м штурмовым батальоном в городок Beuveille (в 10км на юго-запад от Longwy), куда он прибыл 26 января 1918г. Решение о совместной со штурмовиками подготовке оказалось удачным. Установленная на испытаниях максимальная скорость составляла 14км/ч, поэтому танк не отставал от штурмовиков и мог сопровождать их в течение боя. Экипаж танка составлял 18 человек, но обычно в бой брали еще до семи запасных членов экипажа. Все они дополнительно получили подготовку пехотных штурмовиков. В случае выхода танка из строя экипаж мог либо использовать танк как неподвижный ДОТ, либо действовать как штурмовая группа.

 

Вид боевого отделения с места наводчика пушки. Командир A7V располагался рядом с водителем в башенке наверху, но имел возможность команды как наводчику орудия, так и пулеметчикам. Для этого над 57-мм пушкой установили указатель направления стрельбы, а над правой амбразурой - световой сигнализатор. Зажигание белой лампочки означало «Приготовиться к стрельбе», зажигание красной - «Огонь», выключение - «Прекратить стрельбу». Такие же световые сигнализаторы стояли над пулеметными установками

Вид боевого отделения с места наводчика пушки. Командир A7V располагался рядом с водителем в башенке наверху, но имел возможность команды как наводчику  орудия, так и пулеметчикам. Для этого над 57-мм пушкой установили указатель направления стрельбы, а над правой амбразурой - световой сигнализатор. Зажигание белой лампочки означало «Приготовиться к стрельбе», зажигание красной - «Огонь», выключение - «Прекратить стрельбу». Такие же световые сигнализаторы стояли над пулеметными установками

 

Интенсивная учеба сопровождалась постоянными поломками боевых машин: в батальоне в это время в рабочем состоянии находились одновременно только два—три танка. 25 февраля 1918г. генерал Людендорф, 1 -й генерал-квартирмейстер штаба верховного командования, посетил учебный полигон 1 -го танкового и 5-го штурмового батальонов в районе Doncourt около Beuveille. Танки A7V №505 и 506 приняли участие в учениях по отработке наступательных действий на укрепленную полосу обороны. Они преодолели заграждения из колючей проволоки, снарядные воронки, сломали кирпичную стену, преодолели траншею шириной 2м, но застряли в следующей трехметровой траншее. По способности преодолевать траншеи они явно уступали английским ромбовидным танкам. Дальнейшая судьба проекта танка A7V была решена. Все 20 оплаченных бронированных корпусов решили установить на шасси A7V, остальные шасси из 100 штук, заказанных в начале 1917г., решили использовать в качестве Uberlandwagen - тягачей, транспортеров боеприпасов и шасси самоходных артиллерийских установок. Так сложилась пародоксальная ситуация, когда из около 110 танков, поступивших в танковые батальоны Германии, только 20 были немецкими, а остальные — трофейными английскими.

 

Германия ввела в строй больше трофейных танков, чем произвела собственных. На снимке отряд Фрайкора с английским трофейным Мк IV

Германия ввела в строй больше трофейных танков, чем произвела собственных. На снимке отряд Фрайкора с английским трофейным Мк IV

 

Впервые 1 -й танковый батальон в составе четырех A7V (№501, 505, 506, 507) и одного эвакуационного тягача Uberlandwagen принял участие в бою 21 марта 1918г. под St. Quentin. Позже 1-й батальон свои танки сдал 3-му и взамен получил новые. Все батальоны, имевшие A7V, располагались в одном танковом парке, что облегчало обмен техникой. В следующем бою, 24 апреля 1918 г. под Villers-Bretonneux, вместе с 1 -м батальоном (A7V №526, 527, 560, 541, 562) участвовали 2-й (№504, 525, 542, 561) и 3-й батальоны (№501, 505, 506, 507). Немцы потеряли в этом бою танки №542, 561 и 506. Последний захватили австралийские войска. В следующем бою под Реймсом (Reims) были потеряны танки №529 Nixe II (31 мая) и №527 (1 июня). 31 августа 2-й батальон в бою под Fremicourt потерял №504 Schnuck, 528 Hagen и 562 Herkules (был уничтожен авиабомбой до начала атаки). 1 -й батальон 3 октября бросил танк №540, сняв с него все ценное оборудование. 11 октября под Iwuy он лишился и танка №560.

23 октября остатки 3-го батальона влили в 1-й батальон, 27 октября 2-й и 1 -й объединили под началом командира 1-го батальона и 3 ноября отправили в Erbenheim. За время боев до наступления перемирия 11 ноября 1918г. из 1400 военнослужащих трех батальонов 80 человек погибло, 220 было ранено, несколько человек попали в плен.

Только один A7V Imperator (скорее всего, на шасси №507) и два бронированных передвижных пункта связи на шасси Uberlandwagen использовались бронеотрядами Freikorps. Позже их сдали контрольной комиссии Антанты. 15 декабря 1919г. французы заняли Erbenheim, захватив заскладированные там танки. Трофеи были сданы в металлолом. Сохранился единственный экземпляр A7V – Mephisto на шасси №506, захваченный австралийскими войсками. Он ныне экспонируется в музее в Брисбене.

Олег Скворцов

 

Информация взята из журналов «Русские Танки» и «Техника и Вооружение»

 

Танки

Первый Русский танк А.А. Пороховщикова

Царь-Танк

Проект танка В. Д. Менделеева

Танк «Щитоноска»

Броневые части Русской армии

Первые Иностранные Танки в России

Первые танки Советской Республики

Изучение Танкостроения в 1923-1924г.

Танк Т-16 и Т-18

Устройство танка Т-18

Производство танка Т-18

Танкетка Т-17

Маневренный танк Т-12

Модернизация танка МС-1/ Т-18

Основной танк сопровождения Т-19

От Танка Т-12 к Т-24

Маневренные танки Н. Дыренкова

Позиционный танк Т-30

Советско-Германская танковая школа

Закупки танков за границей в 1930г.

Плавающие Танки

Танк «Виккерс»

Рождение танка Т-26

Первый танк с радиостанцией

Танк ММ

Мобилизационный танк Т-34

Рождение танка БТ

Первые 45-мм пушки на танках

Модернизация танков Т-26 и БТ

Танк особого назначения ПТ-1

Средний танк Т-28

Танк Гроте

Танки которые небыли приняты на вооружение

Танк Т-35

Развитие танка из Т-35 в Т-39

Танковое вооружение на вторую пятилетку СССР

Колесно-гусеничный танк Т-43

«Танк Шитикова» – Т-37Б

Танк Т-38

Танк ТМ «Танк Молотова»

Танк КТ-26

Танк Т-46

Улучшенный танк ПТ-1А

Танк Т-28 и Т-29

Танк Т-26 выпуска 1936г

Установка на танки 76-мм пушки

Танк БТ-7

Танк БТ-7А 1935г.

Танк БТ-ИС на колесах, 1935г.

Танк Т-35

Недостатки танков в боях Испании

Танки находящихся в распоряжении У ММ РККА

Бои танков в Берлине и Грозном

Английские ромбовидные Танки Mk II Мк III Мк IV

Немецкий танк A7V

Немецкие танки Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121) и Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141)

Немецкий «Штурмтигр» и Английский танк AVRE

Испытания пушки Ф-32 и Л-11 на танках БТ-7 и Т-28

Принятие танка Т-34 на вооружение

Танк Т-34

Испытание танка Т-54 обстрелом

Противоминная стойкость танка Т-54

Борьба с пожаром в танке Т-54

Повышение защищенности танка Т-54

Танк «Объект М906»

Танк «Объект 907» (ПТ-76М)

Танк «Объект 911Б»

Танк ПТ-76 с ПТРК 9К11 «Малютка»

Танк Т-62

Модернизация танка Т-62М

Конструкция танка Т-62

Боевое применение танка Т-62

Истребитель танков ИТ-1 («Объект 150»)

Стрельба из истребителя танков ИТ-1

Прекращение производства истребителя танков ИТ-1 («Объект 150»)

Танк Т-90С

Танк Т-90С «Бишма» для Индии

Танк Т-90С для Малайзии

БТР

Русский Вездеход

Бронетракторы «Илья Муромец» и «Ахтырец»

Первые Бронеавтомобили

Вездеходные полугусеничные Бронеавтомобили

Первый Русский БТР

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

Танкетки

Танкетка «Виккерс»

Танкетка Т-27

БТР-80

Модификации БТР-80

Конструкция БТР-80

Боевое применение БТР-80

Самоходки

Самоходка ИСУ-152

Тактико-Технические характеристики самоходки ИСУ-152

Боевое применение самоходок ИСУ-152 и ИСУ-122

Самоходка СУ-85

Модернизация самоходки СУ-85

Конструкция самоходки СУ-85

Боевое применение самоходки СУ-85