ТАНКИ САМОХОДКИ БТР ПОДЛОДКИ ИСТОРИЯ

Первый Русский танк А.А. Пороховщикова

С 1956 года утверждение о том, что создателем первого в мире танка является русский А.А. Пороховщиков, вошло во все отечественные издания по истории танкостроения.

Сначала необходимо сказать  несколько слов о самом изобретателе. Потомственный дворянин Александр Александрович Пороховщиков родился в 1893 году в достаточна, обеспеченной семье. Последнее обстоятельство позволило ему еще в гимназические годы начать реализовывать бивший ключом изобретательский талант. Главной областью приложения его усилий вполне естественно стала авиация. Уже в 1911 году (в 18 лет!) в собственной небольшой мастерской' в Риге он построил свой первый самолет. Работы в этом направлении изобретатель продолжил и в дальнейшем, и не без успеха. При этом следует подчеркнуть, что системного технического образования А.А. Пороховщиков не имел, то есть он был не инженером, а изобретателем-самоучкой, занимавшимся чуть ли не всеми областями техники. Однако вернемся к танку.

9 января 1915 года Пороховщиков представил главному начальнику снабжений Северо-Западного фронта чертежи и смету постройки машины, которую назвал «Вездеход». Кроме высокой проходимости, автор обещал обеспечить и плавучесть машины за счет герметизации корпуса. Спустя четыре дня Пороховщикову предоставили требуемые средства, оборудование авторемонтной мастерской и 25 мастеровых из числа ратников ополчения. Уже 18 мая «Вездеход» прошел первые испытания на хорошей дороге.

Приоритет на создание первого танка

Действительно, приоритет в создании первого танка начал оспариваться буквально сразу же после боевого дебюта новых машин на Сомме 15 сентября 1916 года. И лидером в этом процессе выступила Россия. Спустя уже две недели после боя на Сомме, в газете «Новое время» появилась статья А.А. Пороховщикова под названием «Сухопутный флот - русское изобретение». Автор статьи утверждал,  что изобрел подобную машину на два года раньше англичан. Эту точку зрения он страстно отстаивал и в дальнейшем, вплоть до своего ареста в 1940 году по традиционному в те годы в СССР обвинению в шпионаже и антисоветской деятельности. Надо сказать, что усилия А.А. Пороховщикова встречали сочувствие у официальных властей и до, и, что интересно, после его гибели (расстрелян в 1941 году). Еще до реабилитации в 1955 году его упоминали в ряде изданий как создателя первого танка. Особенно активно в конце 1940-х и в 1950-е годы. Так что же за машину построил А.А. Пороховщиков?

 

 

Схематический разрез танка «Вездеход»

Схематический разрез танка «Вездеход»

 

Конструкция машины была необычной. Сварной каркас опирался на одну широкую гусеницу из прорезиненной ткани, натянутую на четыре пустотелых барабана, причем передний барабан был заметно приподнят над опорной поверхностью. Такая конструкция гусеничного обвода, облегчавшая преодоление препятствий, была несомненным достоинством машины, хотя первым это решение применил не Пороховщиков. Пятый барабан прижимал гусеницу сверху. Задний барабан был ведущим, вращение на него передавалось через коробку передач и карданный вал от карбюраторного двигателя мощностью 10л.с. Три кольцевые канавки на каждом барабане и гребни гусеницы предохраняли ее от поперечного смещения, но не предотвращали проскальзывания. Удельное давление на грунт должно было составлять всего около 0,05 кг/см2. По бокам от гусеницы «Вездехода» помещались две поворотные колонки с небольшими колесами, которыми водитель управлял с помощью штурвала. Водитель и пассажир размещались рядом на сиденье в средней части машины. По хорошей  дороге «Вездеход» должен был двигаться на заднем барабане и колесах, а на рыхлом грунте ложиться на гусеницу. Колеса, частично погрузившись в грунт, должны были, по замыслу автора, играть ту же роль, что и руль корабля или самолета. На деле же управление «Вездеходом» оказалось весьма проблематичным. На испытаниях для поворота приходилось упираться в грунт длинной жердью поочередно с правой и с левой стороны машины.

Испытания продолжались до конца 1915 года. Последний акт датирован 29 декабря.

 

Так мог выглядеть танк «Вездеход», если бы был построен. Реконструкция художника М.Петровского.

Так мог выглядеть танк «Вездеход», если бы был построен.

Реконструкция художника М.Петровского.

 

Проходимость танка «Вездехода» на местности была, безусловно, выше, чем у обычных автомобилей, но с известными оговорками (сложность поворота, проскальзывание ленты и т.д.). Отметив достоинства, военные дали танку «Вездеходу» в целом отрицательную оценку. В таком виде он их не устраивал. Но главное не это. В этом виде танк «Вездеход» не был не только танком, но даже его прототипом. Помимо гусеничного движителя, танк делают танком еще броня и вооружение. Ни того, ни другого «Вездеход» не имел. Корпус обтекаемой формы, хорошо видимый на фотографиях, - деревянный макет. Вооружение машины рассматривалось изобретателем весьма приблизительно: нарисованная пунктиром башенка с пулеметом не соответствует даже размерам машины. Создается впечатление, что таким образом просто отмечено место: вот тут должно быть вооружение, а какое и как, автор, похоже, даже не задумывался. Говоря современным языком, танк «Вездеход» - это прототип шасси транспортного средства повышенной проходимости. И не более того! Важно отметить и еще одно обстоятельство. Англичане создавали именно танк, они четко понимали, что проектируют и зачем. Поэтому первый британский танк «Маленький Вилли» сразу имел бронекорпус, шаровую установку пулемета в лобовом листе, амбразуры для стрельбы из личного оружия и вырез под башню в крыше корпуса - словом, все признаки танка. Машина эта была изготовлена к концу ноября 1915 года в то время когда Пороховщиков еще катался на своем шасси по окрестностям Риги. Русский изобретатель, помимо всего прочего, плохо представлял сферу применения своей машины, как и то, что произойдет после оснащения ее бронекорпусом и вооружением. А вот русские военные инженеры прекрасно понимали, что после этого танк «Вездеход» просто «сядет» на грунт и будет беспомощно крутить ведущим барабаном внутри неподвижной гусеницы. По этой, да и по многим другим вполне объективным причинам Главное военно-техническое управление в сентябре 1917 года отвергло и представленный Пороховщиковым проект танка «Вездехода №2», уже больше напоминавшего танк. Судя по перечню недостатков проекта, изложенному в акте, можно сделать вывод: этот танк, будь он построен, был бы явно неработоспособным.

 

Первый британский танк «Маленький Вилли».

Первый британский танк «Маленький Вилли».

 

Обычно при появлении на свет незаконнорожденного особой заботливости не проявляется. Но стоит только ему прославиться, как в тот же день он с удивлением видит около себя сразу нескольких отцов, стоящих с озабоченным и деловым видом, наперерыв добивающихся признания их отцовских прав. Подобным образом и танк получил «признание» различных авторов, которые видели в нем свое детище», - такими словами начал свою книгу «Танки» Л. Дютидь принимавший непосредственное участие в создании французских танковых сил.

Итак, танк - все-таки английское изобретение, и не стоит оспаривать этот давно признанный во всем мире факт.

 

Информация взята из журналов «Русские Танки» и «Техника и Вооружение»

Танки

Первый Русский танк А.А. Пороховщикова

Царь-Танк

Проект танка В. Д. Менделеева

Танк «Щитоноска»

Броневые части Русской армии

Первые Иностранные Танки в России

Первые танки Советской Республики

Изучение Танкостроения в 1923-1924г.

Танк Т-16 и Т-18

Устройство танка Т-18

Производство танка Т-18

Танкетка Т-17

Маневренный танк Т-12

Модернизация танка МС-1/ Т-18

Основной танк сопровождения Т-19

От Танка Т-12 к Т-24

Маневренные танки Н. Дыренкова

Позиционный танк Т-30

Советско-Германская танковая школа

Закупки танков за границей в 1930г.

Плавающие Танки

Танк «Виккерс»

Рождение танка Т-26

Первый танк с радиостанцией

Танк ММ

Мобилизационный танк Т-34

Рождение танка БТ

Первые 45-мм пушки на танках

Модернизация танков Т-26 и БТ

Танк особого назначения ПТ-1

Средний танк Т-28

Танк Гроте

Танки которые небыли приняты на вооружение

Танк Т-35

Развитие танка из Т-35 в Т-39

Танковое вооружение на вторую пятилетку СССР

Колесно-гусеничный танк Т-43

«Танк Шитикова» – Т-37Б

Танк Т-38

Танк ТМ «Танк Молотова»

Танк КТ-26

Танк Т-46

Улучшенный танк ПТ-1А

Танк Т-28 и Т-29

Танк Т-26 выпуска 1936г

Установка на танки 76-мм пушки

Танк БТ-7

Танк БТ-7А 1935г.

Танк БТ-ИС на колесах, 1935г.

Танк Т-35

Недостатки танков в боях Испании

Танки находящихся в распоряжении У ММ РККА

Бои танков в Берлине и Грозном

Английские ромбовидные Танки Mk II Мк III Мк IV

Немецкий танк A7V

Немецкие танки Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121) и Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141)

Немецкий «Штурмтигр» и Английский танк AVRE

Испытания пушки Ф-32 и Л-11 на танках БТ-7 и Т-28

Принятие танка Т-34 на вооружение

Танк Т-34

Испытание танка Т-54 обстрелом

Противоминная стойкость танка Т-54

Борьба с пожаром в танке Т-54

Повышение защищенности танка Т-54

Танк «Объект М906»

Танк «Объект 907» (ПТ-76М)

Танк «Объект 911Б»

Танк ПТ-76 с ПТРК 9К11 «Малютка»

Танк Т-62

Модернизация танка Т-62М

Конструкция танка Т-62

Боевое применение танка Т-62

Истребитель танков ИТ-1 («Объект 150»)

Стрельба из истребителя танков ИТ-1

Прекращение производства истребителя танков ИТ-1 («Объект 150»)

Танк Т-90С

Танк Т-90С «Бишма» для Индии

Танк Т-90С для Малайзии

БТР

Русский Вездеход

Бронетракторы «Илья Муромец» и «Ахтырец»

Первые Бронеавтомобили

Вездеходные полугусеничные Бронеавтомобили

Первый Русский БТР

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

Танкетки

Танкетка «Виккерс»

Танкетка Т-27

БТР-80

Модификации БТР-80

Конструкция БТР-80

Боевое применение БТР-80

Самоходки

Самоходка ИСУ-152

Тактико-Технические характеристики самоходки ИСУ-152

Боевое применение самоходок ИСУ-152 и ИСУ-122

Самоходка СУ-85

Модернизация самоходки СУ-85

Конструкция самоходки СУ-85

Боевое применение самоходки СУ-85