ТАНКИ САМОХОДКИ БТР ПОДЛОДКИ ИСТОРИЯ

Маневренный танк Т-12

      Решение о создании «маневренного танка Т-12» было принято в начале 1927г., когда исполнение плана-минимум трехлетней программы стало в основном вырисовываться. Техническое задание на него было выдано ГКБ ОАТ 17 ноября. В качестве базового завода для освоения серийного производства танка был выделен Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) им. Коминтерна, на котором образовывалось специальное танковое КБ с перспективой расширения впоследствии объема выпуска танков на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ).
      Общее руководство работами по танку осуществлял главный конструктор ГКБ ОАТ С. Шукалов; ответственным исполнителем проекта стал ведущий конструктор секции гусеничных машин В. Заславский; моторно-трансмиссионное отделение танка спроектировал А. Микулин. От ХПЗ за создание танка отвечали зам. главного инженера М. Андриянов и зам. начальника тракторного цеха В. Дудка. Непосредственное руководство работами по маневренному танку в Харькове осуществлял инженер С. Махонин.
      КБ ХПЗ при непосредственном руководстве профессора В. Заславского занималось разработкой ходовой части нового танка, получившего индекс Т-1-12. В разработке были заняты известные впоследствии конструкторы: Н. Кучеренко, В. Дорошенко, А. Морозов, М. Таршинов, И. Алексеенко.

 

 

Маневренный танк Т-12 первого образца, 1929г.


      Компоновка Т-12 была подобна американскому Т1.Е1. с двухъярусным расположением очень мощного вооружения – 45-мм длинноствольной пушки или 60-мм (57-мм) гаубицы и трех пулеметов. В качестве силовой установки предполагалось использовать переделанный авиадвигатель «Испано» мощностью 200л.с.
      Однако в процессе проектирования и изготовления танк был сильно изменен, девятигранная главная башня, макет которой был установлен на эталоне, была заменена на цилиндрическую, имевшую большую вместимость (от танка Т-24). Вместо двигателя «Испано» заводу «Большевик» в феврале 1929г. был выдан заказ на отечественный танковый двигатель мощностью 180 л.с. конструкции А. Микулина.
      Но таковой построен не был, поскольку «Большевик» лихорадило от программы выпуска МС-1, и потому было принято решение по установке на танке отечественного авиамотора М-6 с пониженной до 180-200 л.с. мощностью. Для него В. Заславским и А. Микулиным были заново спроектированы коробка передач и ленточные тормоза.
      Начало изготовления танка Т-12 датируется 13 октября 1928г. Сборка танка завершена 15 октября 1929г., но его дооборудование и переделки продлились до зимы. Опытный образец был окончательно принят в феврале 1930г., но лишь в начале апреля начались его заводские испытания.
      Корпус танка для удешевления опытной машины и ускорения ее создания был изготовлен из простой стали. Но собранный танк сильно отличался от проекта. Он стал длиннее и нес измененную ходовую часть.

 

 

Усовершенствованный Т-12 после испытаний, 1930г.


      Из найденных в РГВА отчетов по испытаниям танка Т-12 самый ранний датируется 2 апреля 1930 г. В отчете указано, что танк прошел своим ходом 2 км по мягкому фунту, после чего остановился по причине поломки в трансмиссии. Время работы двигателя составило 33 минуты, время чистого движения – 21 минута. Далее в документах прослеживается, как танк одолевал все более дальние расстояния.
      Вообще же отмечалось, что танк по мягкому грунту движется легко и плавно, но перегревается коробка передач, кипит вода в радиаторе и отказывает в работе 2-я скорость (для предотвращения чего на коробке был поставлен дополнительный стопор). Кроме того, столкнулись с неприятным явлением соскакивания правой гусеницы при поворотах на мягком фунте.
      11 июля на испытания прибыли Наркомвоенмор Ворошилов, начальник УММ Халепский и нач. Технического управления УММ Бокис. От ХПЗ на испытаниях присутствовали С. Махонин и Владимиров. Несмотря на присутствие титулованных гостей, танк вел себя хорошо. Отмечалось, что легко достигалась скорость по твердому грунту 26 км/ч и более (при краткосрочном повышении оборотов двигателя до 2000 об./мин. скорость превысила 30 км/ч). Легко преодолевались окопы шириной 2 м даже на песчаном грунте. На мягком грунте танк осилил подъем 35-36 град, на первой передаче.

 

Курсанты танковой школы за изучением матчасти. Танк МС-1 (Т-18), 1928г.


      Кроме того, на эти испытания танк впервые вышел с пулеметом. Поскольку пулемет ДТ подан вовремя не был, для танка приспособили станковый пулемет Кольта в шаровой установке Шпагина. При стрельбе из этого пулемета отмечалась хорошая меткость (даже на ходу в цель попало более 60% пуль). Но были и недостатки: вновь слетала гусеница от налипания грунта на ленивец, после 20 переключений коробка передач сбрасывала скорости, а также после расходования 90 литров бензина он прекращал поступать к двигателю по непонятным причинам (хотя в баке еще находилось ок. 130 литров). Но в целом танк был признан соответствующим требованиям и рекомендован для принятия на вооружение с учетом исправления замеченных недостатков.
      Вопреки высказываниям некоторых авторов, что орудие для маневренного танка было готово только к 1932г., следует отметить, что 45-мм пушка Соколова была подана уже в июне 1930 года и установлена на Т-12, на котором ее опробование проходило 12 июля 1930г.

Тактико-технические характеристики первых советских танков

      ТТХ / Марка танка || «Рено-Русский» | Т-16 | Т-18/МС-1 обр 1927 г. | Т-17 Т-12 ||
      Боевой масса, кг || 6690-7060 | 5080 | 5300 | 1950 | 14700 ||
      Экипаж, чел. || 2 | 2 | 2 | 1 | 4 ||
      Размерения. мм
      Длина общая || 5000 | 4350 | 4400 | 3600 | 6282 ||
      Длина без «хвоста» || 4105 | 3420 | 3470 | 2700 | 5512 ||
      Ширина || 1740 | 1800 | 1760 | 1180 | 2810 ||
      Высота || 2250 | 2140 | 2120 | 1370 | 2950 ||
      Клиренс || 435 | 325 | 315 | 275 | 500 ||
      Ширина трака, мм || 343 | 300 | 300 | 200 | 455 ||
      Вооружение
      Пушка, тип || 37-мм, «Гочкис» | 37-мм, «Гочкис» | 37-мм «Гочкис» | – | 45-мм – обр. 1930 г. ||
      Снарядов, шт. || ? | 81 | 96 | – | 98 ||
      Пулеметов, шт. х тип || 1x8-мм «Гочкис» | 1х6,5-мм Федорова | 1х6,5-мм Федорова | 1х6,5 – мм Федорова | 3х7,62-мм Кольта ||
      Патронов, шт. || ? | ? | 1800 | 900 | 7200 ||
      Толщина брони. мм
      Вертик. корпуса || 16 | 16 | 16 | 14 | 22 ||
      Гориз. корпуса || 6-8 | 6 | 8 | 7 | 12 ||
      Башня || 18 | 18 | 16 | – | 22 ||
      Двигатель
      Тип || 4т/4ц/к/ж | 4т/4ц/к/в | 4т/4ц/к/в | 4т/2ц/к/в | 4т/4ц/к/ж ||
      Марка || «Фиат» | МС | МС | МС | М-6 ||
      Мощность макс., л. с || 33,5 | 34 | 35 | 18 | 180 ||
      При част. вращ. об/мин || 1480 | 1850 | 1800 | 2850 | 1500 ||
      Передач КПП || 4/1 | 3/1 | 3/1 | 3/1 | 4/1 ||
      Скорость макс, км/ч || 7,5 | 14,5 | 14,7 | 17,0 | 26 ||
      Среднетехнич км/ч || 5-6 | 8 | 8 | 12 | 17 ||
      Тип топлива || Бензин 2 с | Бензин 2 с | Бензин 2 с | Бензин 2 с | Бензин 1 с ||
      Емк. бака, л. || 90 | 120 | 110 | 47 | 240 ||
      Запас хода, км || 60 | 100 | 120 | ? | 80 ||
      Уд. давление кгс/кв. см || 0,7 | 0,375 | 0,370 | ? | 0,452 ||
      Преодолеваемые препятствия
      Подъем, град. || 38 | 35 | 36-40 | 30 | 38 ||
      Спуск, град. || 35 | | 32 | | ||
      Крен, град. || 27 | | 27 | | ||
      Окоп, мм || 2000 | 1500 | 1700 | 1400 | 2000 ||
      Стенка, мм || 600 | 500 | 500 | 400 | 745 ||
      Брод, мм || 700 | 720 | 800 | ? | 1200 ||
       Примечание: тип двигателя 4т/4ц/к/ж – 4-тактный, 4-цилиндровый, карбюраторный, с жидкостным охлаждением.

 

Информация взята из книги Свирина Михаила.

Танки

Первый Русский танк А.А. Пороховщикова

Царь-Танк

Проект танка В. Д. Менделеева

Танк «Щитоноска»

Броневые части Русской армии

Первые Иностранные Танки в России

Первые танки Советской Республики

Изучение Танкостроения в 1923-1924г.

Танк Т-16 и Т-18

Устройство танка Т-18

Производство танка Т-18

Танкетка Т-17

Маневренный танк Т-12

Модернизация танка МС-1/ Т-18

Основной танк сопровождения Т-19

От Танка Т-12 к Т-24

Маневренные танки Н. Дыренкова

Позиционный танк Т-30

Советско-Германская танковая школа

Закупки танков за границей в 1930г.

Плавающие Танки

Танк «Виккерс»

Рождение танка Т-26

Первый танк с радиостанцией

Танк ММ

Мобилизационный танк Т-34

Рождение танка БТ

Первые 45-мм пушки на танках

Модернизация танков Т-26 и БТ

Танк особого назначения ПТ-1

Средний танк Т-28

Танк Гроте

Танки которые небыли приняты на вооружение

Танк Т-35

Развитие танка из Т-35 в Т-39

Танковое вооружение на вторую пятилетку СССР

Колесно-гусеничный танк Т-43

«Танк Шитикова» – Т-37Б

Танк Т-38

Танк ТМ «Танк Молотова»

Танк КТ-26

Танк Т-46

Улучшенный танк ПТ-1А

Танк Т-28 и Т-29

Танк Т-26 выпуска 1936г

Установка на танки 76-мм пушки

Танк БТ-7

Танк БТ-7А 1935г.

Танк БТ-ИС на колесах, 1935г.

Танк Т-35

Недостатки танков в боях Испании

Танки находящихся в распоряжении У ММ РККА

Бои танков в Берлине и Грозном

Английские ромбовидные Танки Mk II Мк III Мк IV

Немецкий танк A7V

Немецкие танки Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121) и Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141)

Немецкий «Штурмтигр» и Английский танк AVRE

Испытания пушки Ф-32 и Л-11 на танках БТ-7 и Т-28

Принятие танка Т-34 на вооружение

Танк Т-34

Испытание танка Т-54 обстрелом

Противоминная стойкость танка Т-54

Борьба с пожаром в танке Т-54

Повышение защищенности танка Т-54

Танк «Объект М906»

Танк «Объект 907» (ПТ-76М)

Танк «Объект 911Б»

Танк ПТ-76 с ПТРК 9К11 «Малютка»

Танк Т-62

Модернизация танка Т-62М

Конструкция танка Т-62

Боевое применение танка Т-62

Истребитель танков ИТ-1 («Объект 150»)

Стрельба из истребителя танков ИТ-1

Прекращение производства истребителя танков ИТ-1 («Объект 150»)

Танк Т-90С

Танк Т-90С «Бишма» для Индии

Танк Т-90С для Малайзии

БТР

Русский Вездеход

Бронетракторы «Илья Муромец» и «Ахтырец»

Первые Бронеавтомобили

Вездеходные полугусеничные Бронеавтомобили

Первый Русский БТР

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

Танкетки

Танкетка «Виккерс»

Танкетка Т-27

БТР-80

Модификации БТР-80

Конструкция БТР-80

Боевое применение БТР-80

Самоходки

Самоходка ИСУ-152

Тактико-Технические характеристики самоходки ИСУ-152

Боевое применение самоходок ИСУ-152 и ИСУ-122

Самоходка СУ-85

Модернизация самоходки СУ-85

Конструкция самоходки СУ-85

Боевое применение самоходки СУ-85