ТАНКИ САМОХОДКИ БТР ПОДЛОДКИ ИСТОРИЯ

Танк ТМ «Танк Молотова»

      Весной 1936г. по требованиям Комитета обороны ГАЗ им. Молотова должен был освоить выпуск плавающих танков Т-38. Однако завод имел уже отрицательный опыт производства Т-37А, когда в течение 1935г. он не смог сдать Заказчику серию всего в 50 машин.
      Но образованная в КБ завода «конструкторская группа танков» вышла в начале 1932г. на дирекцию завода с предложением о разработке собственного плавающего танка, в котором были бы «устранены все недостатки московской машины». Руководство завода поддержало инициативу «снизу», так как изготовление «своего» танка давало ГАЗу некоторые преимущества. Таким образом, весной 1936г. ГАЗ направил УММ письмо, в котором последнее извещалось, что завод ведет проектные работы по созданию нового танка ТМ, причем «проэктируемая машина будет иметь лучшие боевые и технические характеристики по сравнению с танком Т-38».


 

Танк ТМ, 1934г.


      Разработка танка, получившего индекс «ТМ» (Танк Молотова), началась еще в январе – феврале 1936г. под руководством главного инженера завода В. Данилова, а летом были собраны два «эталонных» танка. Первая машина была отправлена на НИБТполигон (Кубинка), а вторая – осталась на заводе для отработки конструкторской и производственной документации, так как завод был уверен в принятии танка на вооружение.
 
 

Танк ТМ, вид спереди, 1936г.


      Корпус танка ТМ изготавливался при помощи сварки из брони высокой твердости толщиной 4-9мм.
      Сверху на корпусе ставилась клепаная подбашенная коробка, немного смещенная к левому борту. На коробке монтировалась коническая башня, в переднем листе которой стоял в шаровой установке 7,62-мм пулемет ДТ. Рабочее место командира танка находилось в башне.
      Рабочее место механика-водителя располагалось правее башни. Для посадки-высадки из танка механик-водитель имел люк со смотровой щелью.
      Силовая установка танка состояла из двух параллельно спаренных двигателей ГАЗ-М1, установленных на двух поперечных балках по бортам танка. Трансмиссия танка состояла из автомобильной КПП ГАЗ-АА, двух главных фрикционов и тормозов. Привод от двигателей на передние ведущие колеса осуществлялся посредством удлиненных карданных валов автомобиля ГАЗ-ААА. Управление танка велось посредством специального рулевого колеса, или штурвала.
      Генератор и стартер были лишь у правого двигателя. Левый двигатель запускался посредством педали через коробку отбора мощности от КПП. Система охлаждения двигателями была общей. Для обоих двигателей
      Ходовая часть ТМ состояла из шести опорных тележек, двух направляющих и двух ведущих колес, которые были полностью заимствованы от танка Т-37А. Гусеничная цепь также заимствовалась от танка Т-37А.
      Для движения на плаву ТМ был оснащен трехлопастным винтом, привод на который осуществлялся через блокировочный пост. Для управления при движении на воде танк был оборудован рулем, расположенным позади винта.
      Испытания танка на НИБТполигоне в сентябре – октябре 1936 г. показали, что установка двух двигателей оказалась оправданной, и потому при массе танка 4,5 тонны, он был весьма подвижным, его максимальная скорость на дороге составила 50 км/ч, танк легко двигался по проселку, но при поворотах терял гусеничные цепи.
      Отмечалось, что управление танка было легким, но обслуживание трудным из-за необходимости четкой регулировки главных фрикционов и тормозов, с тем чтобы они включались и выключались одновременно. В противном случае при трогании и торможении машина «юлила». Несмотря на высокие динамические показатели танка, проходимость и большой запас хода, впечатление о танке портило то, что при останове или выходе из строя одного из двигателей танк терял подвижность.
      Испытание на плаву показало также, что, несмотря на большие размеры, танк обладает недостаточным запасом плавучести, малой скоростью движения на плаву, а также недостаточно удобным включением и переключением винта.


 

Танк ТМ на испытаниях, 1936г.


      В заключении по итогам испытаний ведущий испытатель НИБТполигона, начальник 1-го отдела майор Кульчицкий писал:
      «Танк ТМ по своим динамическим качествам и проходимости имеет преимущества перед Т-38, но ненадежность ходовой части не дает возможность полностью выявить поведение отдельных механизмов (в особенности главных сцеплений и тормозов) при длительных безостановочных пробегах.
      Все вышеуказанные и ряд других производственно-конструкторских недостатков не позволяют дать исчерпывающей оценки танка ТМ.
      Танк ТМ необходимо доработать, устранив все конструкторско-производственные недостатки, отмеченные в выводах отчета, и после этого провести повторные испытания».
      Окончательную точку в истории танка поставили экономисты. В ценах 1936 г. стоимость каждого из двух изготовленных ТМ даже с учетом их изготовления небольшой серией достигала 100 тыс. руб.

Тактико-технические характеристики советских плавающих танков второй пятилетки 1933-1937гг.

      Марка танка || Т-43-1 | Т-43-2 | Т-37Б | ТМ | Т-38 ||
      Характеристика/год || 1934 | 1934 | 1935 | 1936 | 1935 ||
      Боевой вес, кг || 4150 | 3560 | 2800 | 4500 | 3160 ||
      Экипаж, чел. || 2 | 2 | 2 | 2 | 2 ||
      Размерения, мм
      Длина общая || 4020 | 4000 | 3730 | 4400 | 3730 ||
      Ширина || 2150 | 2150 | 1940 | 2240 | 2220 ||
      Высота || 1810 | 1750 | 1730 | 1756 | 1660 ||
      Клиренс || 300/270 | 300/270 | 300 | 280 | 290 ||
      Ширина трака, мм || ? | ? | 200 | 200 | 200 ||
      Вооружение
      Пулеметов, шт. х тип. || 1хДТ | 2хДТ** | 1хДТ | 1хДТ | 1хДТ ||
      Патронов, шт. || 3024 | 3024 | ? | 2205 | 1515 ||
      Толщина брони, мм
      Верт. корпуса || 9-8 | 9 | 9 | 9 | 9 ||
      Гориз. корпуса || 6-4 | 6-4 | 6-4 | 4 | 6-4 ||
      Башня || 9 | 9 | 9 | 9 | 9 ||
      Двигатель
      Тип || 4т/4ц/к/ж | 4т/4ц/к/ж | 4т/4ц/к/ж | 4т/4ц/к/ж | 4т/4ц/к/ж ||
      Марка || ГАЗ-АА | Форд-АА | Форд-АА | 2 х ГАЗ-М-1 | ГАЗ-АА ||
      Мощность макс., л.с. || 40 | 45 | 40 | 2x50 | 45 ||
      При частоте об./мин. || 2200 | 2400 | 2200 | 2800 | 2400 ||
      Передач КПП || 4/1 | 4/1 | 4/1 | 4/1 | 4/1 ||
      Скорость макс., км/ч* || 40/60 | 46/60 | 45 | 48 | 45 ||
      Тип топлива || Бензин 2 с | Бензин 1 с | Бензин 1 с | Бензин 2 с | Бензин 1 с ||
      Емк. бака, л. || 170 | 125 | 120 | 185 | 120 ||
      Запас хода, км
      – шоссе* || 200/300 | 200/300 | 180 | 230 | 240 ||
      – проселок || ? | ? | ? | 140 | 120 ||
      Уд. давл. кгс./кв. см || 0,375 | 0,44 | 0,41 | 0,42 | 0,43 ||
      Преодолеваемые препятствия
      Подъем, град. || 25 | 33 | 32 | 30 | 30 ||
      Спуск, град. || 25 | 30 | 32 | 30 | 30 ||
      Крен, град. || ? | 40 | ? | 15 | ? ||
      Ров, мм || 1500 | 1600 | 1400 | 1800 | 1500 ||
      Стенка, мм || 600 | 600 | 500 | 650 | 600 ||
      Брод, мм || плавает | плавает | плавает | плавает | плавает ||
       * Здесь и далее в числителе на гусеницах, в знаменателе – на колесах.
       ** Один – запасной, мог использоваться для зенитной стрельбы.
 

Информация взята из книги Свирина Михаила.

Танки

Первый Русский танк А.А. Пороховщикова

Царь-Танк

Проект танка В. Д. Менделеева

Танк «Щитоноска»

Броневые части Русской армии

Первые Иностранные Танки в России

Первые танки Советской Республики

Изучение Танкостроения в 1923-1924г.

Танк Т-16 и Т-18

Устройство танка Т-18

Производство танка Т-18

Танкетка Т-17

Маневренный танк Т-12

Модернизация танка МС-1/ Т-18

Основной танк сопровождения Т-19

От Танка Т-12 к Т-24

Маневренные танки Н. Дыренкова

Позиционный танк Т-30

Советско-Германская танковая школа

Закупки танков за границей в 1930г.

Плавающие Танки

Танк «Виккерс»

Рождение танка Т-26

Первый танк с радиостанцией

Танк ММ

Мобилизационный танк Т-34

Рождение танка БТ

Первые 45-мм пушки на танках

Модернизация танков Т-26 и БТ

Танк особого назначения ПТ-1

Средний танк Т-28

Танк Гроте

Танки которые небыли приняты на вооружение

Танк Т-35

Развитие танка из Т-35 в Т-39

Танковое вооружение на вторую пятилетку СССР

Колесно-гусеничный танк Т-43

«Танк Шитикова» – Т-37Б

Танк Т-38

Танк ТМ «Танк Молотова»

Танк КТ-26

Танк Т-46

Улучшенный танк ПТ-1А

Танк Т-28 и Т-29

Танк Т-26 выпуска 1936г

Установка на танки 76-мм пушки

Танк БТ-7

Танк БТ-7А 1935г.

Танк БТ-ИС на колесах, 1935г.

Танк Т-35

Недостатки танков в боях Испании

Танки находящихся в распоряжении У ММ РККА

Бои танков в Берлине и Грозном

Английские ромбовидные Танки Mk II Мк III Мк IV

Немецкий танк A7V

Немецкие танки Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121) и Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141)

Немецкий «Штурмтигр» и Английский танк AVRE

Испытания пушки Ф-32 и Л-11 на танках БТ-7 и Т-28

Принятие танка Т-34 на вооружение

Танк Т-34

Испытание танка Т-54 обстрелом

Противоминная стойкость танка Т-54

Борьба с пожаром в танке Т-54

Повышение защищенности танка Т-54

Танк «Объект М906»

Танк «Объект 907» (ПТ-76М)

Танк «Объект 911Б»

Танк ПТ-76 с ПТРК 9К11 «Малютка»

Танк Т-62

Модернизация танка Т-62М

Конструкция танка Т-62

Боевое применение танка Т-62

Истребитель танков ИТ-1 («Объект 150»)

Стрельба из истребителя танков ИТ-1

Прекращение производства истребителя танков ИТ-1 («Объект 150»)

Танк Т-90С

Танк Т-90С «Бишма» для Индии

Танк Т-90С для Малайзии

БТР

Русский Вездеход

Бронетракторы «Илья Муромец» и «Ахтырец»

Первые Бронеавтомобили

Вездеходные полугусеничные Бронеавтомобили

Первый Русский БТР

Бронеавтомобиль «Остин-Кегресс»

Танкетки

Танкетка «Виккерс»

Танкетка Т-27

БТР-80

Модификации БТР-80

Конструкция БТР-80

Боевое применение БТР-80

Самоходки

Самоходка ИСУ-152

Тактико-Технические характеристики самоходки ИСУ-152

Боевое применение самоходок ИСУ-152 и ИСУ-122

Самоходка СУ-85

Модернизация самоходки СУ-85

Конструкция самоходки СУ-85

Боевое применение самоходки СУ-85